Рейтинг@Mail.ru

12.04.2012

12 апреля — День учителя физической культуры

Педагогический марафон 2012

В День космонавтики на Марафоне  собрались самые сильные и ловкие учителя – преподаватели физической культуры. На открытии с приветственным словом выступил директор Департамента образования оргкомитета Олимпиады и Паралимпиады Сочи-2014 Александр Брянцев. Он рассказал о программах, которые оргкомитет проводит для педагогов России в преддверии грядущих Олимпийских игр.

Программ много, причем для учителей всех специальностей (с ними можно познакомиться на сайте http://www.sochi2014.com) . На вопрос: «Могут ли лучшие учителя физической культуры стать факелоносцами олимпийского огня?» - Александр Брянцев ответил: «Сейчас планируется, что факел по России будут нести волонтеры и олимпийцы. Если педагоги станут волонтерами, то это вполне возможно. Тем более что в мировой практике не принято, чтобы учителя становились спортсменами»… Жаль, если у нас не будет шанса стать первыми…

За последний год у учителей физкультуры появились проблемы, совсем непохожие на те, что волнуют их коллег. Пришедшие на круглый стол, посвященный содержанию образования на уроках физкультуры, быстро перевели разговор на насущную тему: во всех школах России приказом Министерства образования и науки введен третий урок физической культуры в неделю, но его негде проводить, а иногда и некому. Разработчик программ по физкультуре по новым образовательным стандартам Анатолий Матвеев объяснил, что введение третьего часа - хороший повод для улучшения материально-технической базы для этих уроков. Учителя отреагировали по-разному: кто-то тяжело вздохнул, другие улыбнулись, а некоторые возмутились - работать-то нужно сегодня, но совсем непонятно, как это делать.

Представитель департамента образования Москвы Наталья Назарова отметила, что сегодня изменилась нормативно-правовая база для проведения занятий по физической культуре, что наступил новый этап для педагогов: теперь нельзя относиться к детям как к объектам образовательного процесса, они - субъекты совместной деятельности, а это резко изменяет требования к учителю.

Владислав Столяров, профессор РГУФКСМиТ, профессор философии, попробовал сфокусировать внимание слушателей на том, что в школе спорт не может быть полем для битвы, потому что массовый детский спорт должен стать пространством игры, взаимопомощи, сотрудничества - на этом построена его концепция СпАртианских игр (синтез спорта и искусства). Учителя соглашались, но в разговоре эту тему не поддержали: проблема базы и кадров для проведения третьего урока физкультуры сегодня гораздо острее. Разговор только начался, а время для круглого стола - закончилось.

Но педагоги зря расстроились зря: все остальные мероприятия Марафона были посвящены третьему уроку физкультуры. Правда, не материальной базе, а тому, как этот урок можно проводить весело, интересно, с пользой.

Как известно, на сегодняшний день федерации нескольких видов спорта подписали договоры о сотрудничестве с Минобрнауки и предлагают во время проведения третьего урока обучать школьников новым, полезным для здоровья, видам спорта. На марафоне учителя смогли познакомиться с тремя такими образовательными программами.

Валерий Турманидзе, кандидат педагогических наук, приехавший на Марафон из Омска, познакомил с авторской программой по бадминтону пришедших на его мастер-класс. Но учителя - народ практичный, им важнее не программа, а методика обучения. Валерий Григорьевич быстро перестроился и показал видео, которое сразу помогло понять, с каких упражнений следует начинать обучение, как организовать все его этапы.

Лариса Новикова, доцент РГУФКСМиТ, рассказала о методике введения фитнесса и художественной гимнастики в программу общеобразовательных школ, а в конце своего выступления рассказала об интересном спортивном мероприятии, подобное которому можно организовать в любой школе, в любом населенном пункте. Речь идет о Гимнастраде - празднике движения под музыку, в котором нет возрастных ограничений, а так же победителей и побежденных. Все желающие могут стать участниками всемирной Гимнастрады, сочинив свой танец и написав заявку в оргкомитет. Танцы смешные и серьезные, спортивные и не очень, лишь бы было красиво…

Елена Гридасова, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики РГУФКСМиТ считает, что прерогатива должна оставаться за общедоступными видами спорта, но нужно изменить методику преподавания. Именно на это направлен проект Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), разработанный для привлечения младших школьников к регулярным занятиям. В его основе - работа в команде, яркое оборудование, комплексный подбор общедоступных упражнений.

Игорь Сухин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник института теории и истории педагогики РАО, подробно рассказал, как можно научить младших школьников шахматам.

Однако самый большой интерес у слушателей вызвали два мероприятия Марафона, на которых со своим опытом их знакомили учителя московских школ.

Владимир Виноградов и Олег Зинченко, учителя физической культуры НОУ «Ломоносовская школа», рассказали о введении в начальной школе «Правил честной игры» (как было бы здорово, если бы честная игра велась не только в начальной школе…) и познакомили с придуманными ими играми, которые очень нравятся детям. Скиппинг (прыжки через скакалку), гандбол, мини-лапта, «снайпер» (в зале - крепости из матов, которые нужно штурмовать, используя небольшие мячи) - фантазия хороших учителей безгранична.

Александр Поташенков, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 469, проводит разминку, стоя за спинами ребят: он объясняет вслух свои действия, а они должны быть внимательными и следовать инструкциям. На полу в спортзале он при помощи малярного скотча «рисует» классики, и дети увлеченно соревнуются, забывая о том, что это - обычный (не обычный!) урок физкультуры.

Светлана Селиверстова, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 1222, показала ряд веселых игр с кубиками и конструктором, с помощью которых можно развивать координационные способности.

Павел Дронов, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 1143, рассказал, как можно разнообразить уроки с помощь игры фрисби.

Лидия Рубан, учитель физической культуры ГБОУ ЦО № 1085, объяснила, как, будучи гимнасткой, можно интересно проводить уроки… футбола.

Надежда Стеблева, учитель физической культуры ГБОУ ЦО № 1477, продемонстрировала занятия с использованием метода круговой тренировки.

Татьяна Худенко, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 1967, показала, как она применяет в работе необычную разметку на полу, что делает уроки баскетбола веселыми и увлекательными.

Зинаида Голубева, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 513, поделилась своим опытом: она проводит уроки физкультуры, не имея спортивного зала. Ее школа сейчас реконструируется, и учителю приходится искать самые разные пути для организации занятий. Для этого она использует все возможные пространства, начиная со школьных лестниц, заканчивая близлежащими спортивными сооружениями.

Наталья Щеглова, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 338, которая также работает и в фитнес-индустрии, рассказала об особенностях проведения таких занятий со школьниками на уроке физкультуры. Она часто использует при проведении занятий дополнительный инвентарь: мячи, картонки и даже школьные линейки. Это помогает детям грамотно выполнять упражнения, а учителю решать поставленные задачи.

Завершил выступление педагогов Дмитрий Бесполов, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 335 г. Москвы, познакомивший собравшихся с работами старшеклассников по созданию видеофильмов об известных олимпийцах, воспитанниках школы или гостей их школьного музея спорта…

И мне захотелось стать ребенком и снова пойти в школу, только чтобы физкультуру у меня вели такие же учителя, которые выступали в День космонавтики и в День учителя физической культуры!

Ольга Леонтьева

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон