Рейтинг@Mail.ru

26.03.2013

26 марта — День классного руководителя

Педагогический марафон 2013

Программа дня, видимо, была так продумана, чтобы с классными руководителями говорили о том, о чем они сами думают наедине с собой – вопреки формальным требованиям.

…О том, например, что классный руководитель брошен на преодоление разобщенности, разрывов отношений, на борьбу с инертностью и равнодушием современного ребенка.

Инна ШУСТОВА, доктор педагогических наук, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО говорила на тему «События школьной жизни в воспитательной системе школы». В самом деле, не каждое мероприятие - событие для ребенка, а только то, где состоялась встреча, возникла, словами Виктора Слободчикова, «со-бытийная общность», то есть одно бытие коснулось другого, пересеклось. В общем, важнейшее в школе - межличностные связи. Очень часто их появлению мешает закрытость учителя. Почему он боится открыться?

- Да, учитель не равен ученику в своем бытии, - говорила ведущая, - но в своей человеческой сущности они сравнимы, у них общие переживания.

…О том, что формальными «наскоками» никакое дело хорошо не сделаешь, взять ту же профориентацию.

С лекцией «Как помочь ученикам найти свое место в жизни. Классные часы в 5-9-х классах «Беседы о самоопределении» выступила Галина РЕЗАПКИНА старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. Представлять ее учителям не надо - это самый известный специалист в стране.

- Как ни трудно классному руководителю, но найдите, куда вмонтировать в свою работу эти три «кирпичика»: реалистичная самооценка, знание о направленности своей личности, развитие эмоциональной сферы - это очень важно видеть и вести, потому что вопрос «каким быть?» идет раньше, чем «кем быть?» Половина детей не знают, какие они, из-за этого теряют годы на обретение своей дороги.

В общем, мы не будем пересказывать лекцию, а отошлем читателей на сайт ученого, «Методический кабинет профориентации» - http://metodkabi.net.ru/index.php?id=ur_sopr#ur Там ее книга «Беседы…» выложена целиком, навигация очень удобная. Добавим лишь: не только эта книга, много других полезных материалов.

…О том, что не надо жалеть времени на то, чтобы присмотреться к интересам детей, возможно - заразиться ими.

Сергей ПОЛЯКОВ, профессор кафедры психологии Ульяновского педагогического университета, увлек слушателей темой «Молодежные деятельности и субкультуры - помощь или помеха воспитанию». Кто бы мог подумать, насколько учителя в курсе течений, движений, направлений, поветрий, захватывающих сегодня их подопечных. От граффити и паркура до касплея (дети переодеваются в героев мультфильмов, анимэ преимущественно), зацепинга и игр-пугалок (это когда в «хорошее общество» приходят ряженые «вампиры» и безобразничают). Итак, знают и лектору подсказывают. Хороший знак - внимание к детям. Особенно по вопросу «принадлежность к чему/кому они ощущают». Приходится расшифровывать нюансы-символы их культуры и думать - почему столь странные обычаи приживаются, какой дефицит восполняются.

Большой вопрос - педагогическое сопровождение неформальных практик подростков. Оно им нужно? Мы можем им что-то дать? Профессор Поляков уверен: да. И сообщал правила:

1) надо знать лидеров и с ними общаться; 2) надо представлять средства - место, аппаратура, инвентарь, площадки; 3) надо договариваться об ограничениях.

Категорически не надо - пытаться организовывать их деятельность.

… И, наконец, о том, что не надо делать вид, что все хорошо, когда что-то плохо, ведь самообман обходится очень дорого.

Круглый стол «Как остановить травлю в школе. Профилактика и преодоление моббинга» прошел остро. Ведущие Ольга САФУАНОВА и Екатерина МУХАМАТУЛИНА, сотрудники кафедры психологии воспитания МИОО, сразу вызвали доверие зала и превратили участников в активных дискуссантов. А начиналось все обычно:

- Есть в школе насилие?

- Нет, у нас не может быть, мы следим… разве вне школы… разве психологическое… это если только в последние годы… разве в среде подростков… это все из семьи… из-за СМИ… а уж мы-то точно все правильно делаем.

В общем, парадокс: проблемы нет, а людей набилось в зал полным-полно. Постепенно разговорились: где травля из-за внешнего вида ребенка, где умные не нравятся, где аутисты, где дети другой национальности. Неправда, что начальная школа свободна от моббинга - там происходят более опасные, поскольку менее рефлексивные издевательства. Да, 16-17% детей подвергаются травле стабильно - это по статистике.

Важнейший момент разбора темы - что может сделать школа, педагогический коллектив, классный руководитель? Думали в группах, потом говорили. Неверно, что дело администрации - организовывать коллектив «на борьбу» - и только. Она задает стиль отношений, и если стиль в школе полутюремный, никакие мероприятия не поправят агрессивное поведение детей.

Дельный момент предложили учителя - грамотная работа с уставом школы: никто никогда ни при каких обстоятельствах не может оскорблять другого ни в каких формах. И санкции за нарушение. Но это должно касаться и всех взрослых. Что же до классного руководителя - нельзя быть равнодушным. А то у нас так: проблема, которую ты не знаешь, как решить, для тебя перестает существовать.

Но как же решать? Советовали: агрессора надо сбивать с толку, не давать тех реакций, которых он ожидает. Энергию агрессивного конкурирующего ребенка надо попытаться канализировать - что-то ему поручить, дать чем-то поруководить. Жертве обязательно помогать: выставлять в выгодном свете, подчеркивать сильные стороны, привлекать в круг внимания учителя постоянно, иначе разовьется виктимность. А если в школе небезопасно многим детям - создавать зоны, где постоянно дежурят учителя. В самом деле - не может классный руководитель сказать «жизнь такая, что поделать»; он обязан действовать. Трудно? Ведущие оставили свои контакты: телефон 495 7309348, кафедра психологии воспитания МИОО, и адрес сайта с материалами - genesisbook.ru

И еще кое-что на заметку.

…Оказывается, Государственная Третьяковская галерея тоскует пустыми залами - дети не приходят, их не приводят. Почему? Яна ЛАГУЗИНСКАЯ из отдела образовательных программ «Новой Третьяковки», что на Крымском валу, уверена: современное искусство близко даже самым маленьким, тем не менее - музеи потеряли в глазах взрослых воспитательный потенциал. В общем, «Звоните-предлагайте-ждем!» - Яна Владиславовна дала свой адрес: laguzin@rambler.ru и уверила: образовательные программы, как, например, урок в музее, оплачивать не надо, только входной билет.

…Пожалуй, впервые удалось так отчетливо увидеть разницу в подходе к делу бизнес-тренера и нас, самодеятельных энтузиастов. Лекция Светланы ШЕВЧЕНКО, психолога компании «Искусство тренинга» была на тему «Использование видеоматериалов в групповой работе с подростками: практика видеоклубов» - речь шла о создании социальной рекламы на видеороликах. Списки требований, ограничений к изготовлению продукта (видеоролика) - были обширны, все параметры проверены исследованиями: запрет на любое «Не...»… необходимость побудительного призыва… скука и замедленность как враг идеи социальной рекламы и работы с подростками вообще… Фактически, учителям объяснили всю зряшность их любви к ограничениям и необоснованность страха поощрений: для дела это просто неэффективно!

А по итогу дня - мысль: классный руководитель - это очень ответственная позиция. Дети копируют поведение и возвращают нам эти модели.

О чем вы - когда вбегаете в свой класс?

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон