Рейтинг@Mail.ru

27.03.2013

27 марта — День учителя ОБЖ Российская Федерация

Педагогический марафон 2013

Этот день вместил в себя два тематических дня – учителя ОБЖ и школьного психолога.. Казалось бы, что может быть более несхожим  – огонь и лед, вода и камень сошлись в одном здании. Но на самом деле, и те, и другие заняты по сути одним делом – безопасностью человека. Одни – внутренней, душевной, другие – внешней, телесной.

Первая линейка лекций была посвящена презентациям учебно-методических комплектов издательств. Они спешили откликнуться на вызовы времени и подогнать свои учебники под требования нового ФГОС.

Лекторы издательства «Дрофа» убеждены, что хотя стандарт и задает планку на достижение личностных и метапредметных результатов, по сути, в преподавании ОБЖ мало что изменилось - от учеников требуется все то же: овладеть знаниями и уметь применять их на практике. Надо отметить, что в УМК «Дрофы», чем ближе к старшей школе, тем больше творческих заданий и заданий с повышенным уровнем сложности.

- Каждый УМК сопровождается бесплатным электронным приложением, доступ к нему свободен, - заметил один из авторов издательства Сергей Миронов. - Его можно скачать после регистрации на сайте издательства «Дрофа».

В том же ключе построили свое выступление и авторы учебников по ОБЖ издательства «Просвещение» - без сюрпризов и новинок, все те же проверенные УМК, только с учетом нового ФГОС.

А вот издательство «Русское слово» разработало линейку своих учебников по ОБЖ с нуля. Интересно, что работал над этим УМК новый коллектив авторов научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Примечательно, что у МСЧсовцев подход был другим - не забывая про «классические темы» ОБЖ, вроде военной подготовки или действий в случае радиационного заражения, авторы внесли и новые темы, которых нет в аналогах других издательств.

- Мы изначально разрабатывали этот УМК под требования ФГОС, - объяснила Марина Муркова, начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС. - И акцент в наших учебниках смещен на изучение причин и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экологической безопасности, суицида, игромании, пьянства, криминальных ситуаций и ситуаций национальной вражды.

Это и понятно - сказывается специфика ведомства. Вокруг лекции развернулась небольшая дискуссия о целях и задачах курса ОБЖ:

- Родители не знают нашего предмета и пренебрегают им…

- Просто у нас менталитет такой - это может случиться с кем угодно, кроме меня…

- Да что родители, часто сама администрация «задвигает» ОБЖ на второй план…

- Ситуацию можно переломить только в семье…

- Да нет, что вы, здесь нужны усилия государства…

Дискуссия продолжилась на выступлении Владимира Шолоха, главного редактора журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». К слову сказать, Владимир Петрович, человек старой закалки, разделял другой взгляд на содержание любимого предмета, нежели авторы «Русского слова», и переживал, что в преподавании ОБЖ элемент гражданской обороны уходит на второй план.

- Можно ли воспитать патриота в отдельно взятой школе? - задался он вопросом. - Если вокруг царит совершенно иная атмосфера? Дети не могут назвать даже имен пионеров-героев. Они сегодня живут и дышат другим…

- Можно, - поразмыслив, ответила аудитория, - но при наличии интереса и среды. Однако в масштабах страны нужна государственная поддержка.

Тут же нашлись рабочие примеры, когда неравнодушный учитель смог увлечь детей с помощью моделирования. Казалось бы, кропотливый труд, требующий усидчивости, а педагог смог зацепить детский интерес и потянулась ниточка, и нанизалась на нее и история, и гражданская оборона, а там и до осознанной гордости за свою родину недалеко.

В общем, проблем у предмета много, признавали преподаватели, но не торопились опускать руки.

Да и зачем их опускать? Ведь перспектива у предмета есть, и никто отменять ОБЖ не собирается. Наоборот, по словам Тамары Батаевой, члена Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ, не за горами ЕГЭ по «Основам безопасности жизнедеятельности». А значит, статус предмета повысится, и возрастет значение самой олимпиады. Уже сегодня довольно много специальностей в вузах, которые принимают олимпиадников по ОБЖ.

- Пусть ваши дети будут настойчивы, - призвала Тамара Батаева. - Если в региональных вузах наших призеров берут с радостью, то в Москве надо о себе заявлять.

Впрочем, что есть участие в олимпиаде, как не достаточно громкое заявление о себе? Казалось бы… Но выяснилось, что дети не всегда четко осознают, на что они «подписываются», решаясь участвовать в олимпиадах по ОБЖ.

Если подготовиться к теории можно с помощью УМК, учителя и интернет-ресурсов, таких, как http://www.rosolymp.ru/, http://www.spas-extreme.ru/, http://window.edu.ru, (кстати, с августа в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» Издательский дом «Первое сентября» также начнет выпускать журнал по ОБЖ), то с практикой может помочь только заинтересованный учитель.

- Наш предмет сложен своей социализированностью, и тем, что в нем требуется не только теория, - пояснила Тамара Алексеевна. - Если теорию усидчивые дети могут довольно быстро освоить, то успешно сдать практическую часть не так-то просто. Там много подводных камней.

- Часто такой блестящий «теоретик» доходит до этапа, когда надо на тренажере остановить артериальное кровотечение или точно бросить спасательный круг, или успешно отстреляться, и понимает, что просто не туда попал, - заметил Алексей Черкунов, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ. - Поэтому я прошу вас - настраивайте детей, готовьте их к серьезной работе.

Завершали День учителя ОБЖ педагоги с оружием в руках. А если быть точным, с моделями интерактивного электронного тира, которые представило ООО «ЛТ РУБИН».

Разработка пользовалась успехом. Образ коммерческого директора Ланы Домбровской, хрупкой блондинки наперевес с автоматом Калашникова, а, точнее, с габаритным имитатором АК, сражал суровых преподавателей наповал.

- А дайте я жахну…

- А сколько у вас одновременно стрелков может тренироваться?

- А дальность какая?

Лана Владимировна отвечала точно и быстро, как поражала мишени в тире: стрелков четыре, имитация дальности до 100 метров, результаты стрельб можно сохранить в базе данных или распечатать…

Школьные психологи, с блокнотами и пакетами с учебниками, проходя по коридору слегка вздрагивали, заслышав выстрелы. Они с недоумением заглядывали в зал, и облегченно вдыхали - это преподаватели ОБЖ навскидку, одна за другой поражали мишени. От груди, от бедра, влет…

И, кажется, были очень довольны.

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон