Рейтинг@Mail.ru

31.03.2013

31 марта — День дошкольного образования Москва

Педагогический марафон 2013

День выдался не по-весеннему холодный, снежный. И атмосфера в залах лицея была не по-детски серьезной. В центре внимания – ФГОС и ФГТ, федеральные стандарты и требования. Обсуждается проблема давно, шумно, а ясности нет, как нет и спокойной уверенности в своих силах у педагогов, нет ясного представления о перспективах.

Ксения Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, в своей лекции «Новая редакция закона об образовании применительно к ДОУ» выразила общее недоумение: какие же могут быть стандарты в учреждении, которое, с одной стороны, конечно, занимается образованием и воспитанием детей, с другой - не выдает никаких официальных бумаг «на выходе». Красочные папки с рисунками и поделками выпускников старшей группы по определению нестандартны. Садик и посещать-то не обязательно. И потом, соответствует ребенок стандартам или нет - в первый класс его все равно возьмут.

Однако уже вышли строгие приказы. Аудитория, опережая ведущую, хором называет их многозначные номера. Вот-вот появится окончательный вариант ФГОС, который станет руководством к действию с сентября. Почему снова предъявляются категоричные требования к вещам второстепенным, вроде высоты цветочных горшков и количества моек на кухне? Вместо того, чтобы, как принято во многих странах, защитить условия труда педагога (количество рабочих часов, наполняемость группы, методическая поддержка). Квалифицированный воспитатель, выполняющий посильную работу, наверняка организует детскую жизнь наилучшим образом. Но чиновникам проще проверять мебель.

Некоторая растерянность царила и в соседнем зале, где Альфия Дорофеева, генеральный директор издательства «Мозаика-синтез», читала лекцию «ФГОС и ФГТ. Как изменится методическое обеспечение программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, после принятия ФГОС по дошкольному образованию». Так ли уж обязательны очередные революционные изменения? Новый стандарт, каким бы инновационным он ни был, не может перечеркнуть все прежние достижения, превратить тщательно подготовленные, привычные для педагогов пособия в бесполезную макулатуру. А ведь сегодняшние проверяющие даже вникнуть не пытаются. Есть соответствующий гриф на методичке - пусть лежит. Нет - прячьте и не признавайтесь никому, что читали «не допущенную» литературу.

Воспитатели, посвятившие утро более практическим занятиям, чувствовали себя увереннее. Вместе с методистом, автором многих пособий, Валентиной Новиковой, они обсуждали возможности применения знаменитых палочек Кюизинера (лекция так и называлась: «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера»). Полвека назад бельгийский учитель начальной школы придумал, как соединить любимое детское занятие - строительство домиков и всяких фигур из разноцветных палочек - с освоением чисел, пространственных, геометрических понятий. За это время столько всего придумано для юных математиков любого возраста, от младшей группы детского сада до старшеклассников. Но и сегодня педагоги могли познакомиться с новыми приемами работы, рассказать о своем опыте.

Светлана Погодина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания НППО ГОУ ВПО МГПУ, не столько лекцию читала про «Особенности творческого развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях интеграции различных видов изобразительной деятельности...», сколько обсуждала с аудиторией проблемы повседневной практики. Ребенок всего лишь сложил лист пополам, краска растеклась - получилась красивая бабочка. Малыш горд. А чем? Ни усердия от него не потребовалось, ни умения особенного. С другой стороны, усилие должно приносить ощутимые плоды. Как найти меру?

И еще: как помочь преодолеть естественное нежелание делать то, чего не умеешь, особенно в кругу более ловких друзей. Простое задание - закрасить фигуру, не выходя за пределы контура. Ради чего стараться? А если педагог предложит подобрать цвет так, чтобы получился колокольчик - громкий или тихий, яблоко - кислое или сладкое? Вот вам развитие и моторики, и цветовосприятия, и творческой фантазии. Вот и стимул для юного художника взяться за кисточку.

Следующая линейка Дня неожиданно оказалась сплошь компьютеризированной. Представители администрации внимательно слушали лекции Евгении Кусакиной, специалиста по решениям «1С» для образовательных учреждений («Единая информационная среда дошкольного учреждения») и руководителя учебно-методического отдела компании ООО «ФинПромМаркет-XXI» Анастасии Гиль («Формирование информационной инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения с помощью информационно-аналитической системы «Аверс: Заведующий ДОУ»). А куда деваться? Документооборот растет, несмотря на обещания чиновников унять бумажную лавину. Приходится обзаводиться электронными помощниками.

Оказалось, компьютер уместен не только в кабинете заведующего, но и в игровой. Аудитория, как и ведущая, Екатерина Колотовченкова, руководитель проекта «Начальная школа» издательства «Экзамен-Медиа», обсуждая «Работу с интерактивными, игровыми учебными пособиями в ДОУ. Создание сценариев игровых ситуаций и их применение на занятиях с дошкольниками», была очень осторожна. Слишком раннее приобщение детей к технике небезопасно. Компьютер не игрушка и не должен оказываться в руках ребенка случайно и бесконтрольно. Однако в нем мощный образовательный потенциал: яркие картинки, выбор уровня сложности, темпа, игровая мотивация. Стоит ли отказываться бесповоротно? Тем более, что дети и не спрашивают воспитателей - тыкают пальчиками в родительские телефоны, планшетники. Может, пусть лучше сразу увидят весь спектр возможностей?

А потребность в трехмерном, ощутимо мягком или шершавом, послушном движениям неловких ручек, можно удовлетворить, если в саду нашелся уголок для развивающих игр Вячеслава Воскобовича. Сегодня автор представил их лично на лекции «Инновационная технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» как технология сотворчества в контексте реализации ФГТ». Послушать Вячеслава Вадимовича съехались поклонники не только из ближайших городов Подмосковья (про Москву и говорить нечего), но и дальних регионов. Опытные педагоги знают десятки игр, но нужно уметь встроить их в технологию, иначе результат окажется сомнительным. И еще, воспитатели умеют проводить игры, но совершенно забыли, каково это - играть самим. Ведущий предложил взрослым сначала воскресить в себе это волшебное ощущение, а потом уже, при помощи нехитрых предметов (яркого шнурка, разноцветных квадратиков и треугольников), начать знакомить малышей с миром букв, чисел, научных понятий - играючи.

Самым шумным событием Дня оказался рассказ Татьяны Волковой, методиста образовательного центра ОЗ ЮЗОУО Департамента образования Москвы, руководителя международных проектов, об опыте посещения европейских детских садов. Описывая по ходу лекции «Детский сад в России и за рубежом. Сравнительный анализ» будни немецкого или чешского детского садика, и сами докладчики (Татьяна Валерьевна пришла с коллегами), не всегда могли сказать, хотят ли они работать в подобной системе. И зал сомневался. Свобода свободой, но если во всем следовать за интересом ребенка, не останутся ли без внимания многие важные предметные области. Сформируется ли у детей привычка трудиться, выполнять не слишком увлекательные, но необходимые упражнения? Будут ли обеспечены малышам пресловутые равные стартовые возможности, если государство отчасти передаст свои функции заказчика и контролера образовательного процесса - родителям? Наверное, хорошо, когда есть материал для сравнения, вопросы, к которым еще не сформулированы правильные ответы.

Завершали День выступления педагогов, непосредственно работающих с детьми.

Лариса Журавлева, методист ГБОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения», вместе с замечательной командой из своего детского сада, демонстрировала «Практические решения в работе с разновозрастной группой». Трехлетние и пятилетние дети, как в хорошей семье, могут поддерживать и учить друг друга многим важным вещам, если воспитатели сумеют организовать пространство и время так, чтобы каждый мог проявить себя, почувствовать свою значимость и определенную ответственность за общее дело, будь то сказочное представление или научный проект (коллективное изучение свойств воды, мыльных пузырей…).

Татьяна Кузнецова, заслуженный учитель России, вела речь про «Игровые приемы в учебном процессе по английскому языку на раннем этапе обучения на примере УМК «Hooray! Let's play!». Если родители настаивают на раннем изучении иностранного языка, можно пойти навстречу их пожеланиям. Но, с учетом возраста будущих полиглотов, приносить на урок придется не только карточки и книжки, но и куклу. А процесс структурировать примерно так: изучение новых слов в процессе игр, потом закрепление - при помощи забавных песен и, наконец, повторение - в мини спектаклях.

Ольга Юрасова, директор дошкольного отделения ЦО «Знак», опираясь на собственный опыт и практику своих коллег, на лекции «Психологическое сопровождение воспитателей ДОУ как фактор их профессионального роста», обсуждала с залом, как научить воспитателям выходить из психологически сложных ситуаций (дети ябедничают, родители юного хулигана отказываются от сотрудничества с педагогами…).

Так получилось, что одно из последних выступлений, лекция Ольги Соболевой, методиста, научного руководителя авторского коллектива Примерной основной программы дошкольного образования «ДИАЛОГ», «Программно-методический комплекс «ДИАЛОГ». Представление программы. Технологии психолого-педагогической работы», в сущности, подвело итог Дня.

Наша задача не дробить мир малышей на предметы и науки, а проникаться их целостным мироощущением, сохранять эту целостность, что не мешает образованию и развитию ребенка.

Никакие программы не требуют от нас лишить детей волшебства. День, прожитый без сказки, прожит впустую, заверила Ольга Леонидовна. Более того, ФГТ наконец-то официально объявили игру ведущей деятельностью дошкольника. Но настоящая игра не начинается по хлопку воспитателя, не бывает обязательной, с заданиями, которые взрослый восторженно объявляет «очень интересными». Свободное, творческое взаимодействие детей с хорошо подготовленными взрослыми - залог осуществления самых грандиозных планов в области детского образования.

...Судя по количеству ярких книг, игр, каталогов и дисков, которые уносили с собой педагоги после Марафона, они были полны решимости, несмотря на все внешние недоразумения и федеральные сложности, прийти к своим воспитанникам в понедельник с новыми необыкновенными идеями, проектами. И по-прежнему бережно и внимательно всматриваться в детей, вытягивать их не на уровень предписанного стандарта, а на ту высоту, которая изначально заложена в каждом.

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон