Рейтинг@Mail.ru

03.04.2013

2 апреля — День учителя географии Москва

Педагогический марафон 2013

Весь сегодняшний День в разных залах, на разных лекциях и семинарах рефреном звучало — «география не просто учебный предмет, она закладывает и формирует личность человека». Понятно, что для увлеченных профессионалов в любой области их предмет — «самый-самый». Однако к школьной географии эти слова, пожалуй, можно примерить без лукавства — этот предмет, наряду с историей, литературой и русским, создает мироощущение, объясняет ребенку его самого и страну, в которой он живет.

День стартовал с лекции «Неравномерность экономического и социального развития регионов Российской Федерации», которую вела Наталья Васильевна ЗУБАРЕВИЧ, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Педагоги следили за выступлением Натальи Зубаревич с блокнотами и диктофонами, хотя она и сказала, что часть материалов можно найти на сайте Независимого института социальной политики http://www.socpol.ru/.

Казалось бы, очевидная тема - все мы знаем, что в России в одних местах густо, а в иных пусто. Но одно дело знать эмпирически, и совсем другое - видеть это в графиках, таблицах, диаграммах, в трезвом зеркале статистики. Наталья Васильевна легко и блистательно оперировала массивами данных, собранными в сжатые формулировки, которые звучали как диагноз:

2/3 страны не имеет ресурсов для существенного развития...

Всего около 10 регионов в стране такие ресурсы имеют...

Москва, Московская область и Санкт-Петербург дают 70% НДС в федеральный бюджет...

Если мы решаем не дотировать слаборазвитые регионы, то должны просчитать и принять все политические риски такого решения...

Надо заметить, что лекция отнюдь не была в формате «плача Ярославны». Сырьевая структура экономики, падение уровня промышленного производства, перераспределение миграционных потоков, нерентабельность развития промышленности в слаборазвитых регионах - это не минусы, а особенности нашей страны. С которым просто надо считаться, равно как и с нашим климатом, например.

Одна из ключевых мыслей, которую выделила Наталья Васильевна: «неравенство не всегда плохо, это не только тормоз, но и ресурс для развития».

- Следует различать разные виды неравенства, - пояснила она. - Экономическое неравенство регионов естественно и закономерно - у депрессивного региона просто нет таких доходов, как у нефтедобывающей территории. В любом государстве есть области более и менее развитые и подобное экономическое неравенство - это ресурс для роста, а не недостаток, который надо нивелировать во чтобы то ни стало. Наоборот, такие попытки тормозят динамику развития региона и страны в целом.

Совсем другое дело - неравенство социальное, которое отнюдь не равно экономическому или налоговому неравенству. Социальное неравенство, когда уровень доходов между самыми богатыми и бедными стратами населения различается на порядок - крайне опасное для государство явление, которое чревато ростом недовольства, напряженности и волнений. Поэтому грамотная государственная политика заключается в том, чтобы субсидировать подобные области и «вкладываться в человеческий капитал».

Однако и в ситуации экономического неравенства много нюансов. Часто налицо явная несправедливость - сильный регион в результате своей выигрышной позиции получает все новые и новые инвестиции - как государственные, так и частные, а слабый - не имеет ресурсов для дальнейшего развития.

- Рекомендую вам крайне любопытный доклад Всемирного банка «Пересматривая экономическую географию», - сказала Наталья Васильевна. - Один из выводов этого доклада: чем более экономически успешна страна, тем эффективней она занимается социальный выравниванием. Что, в свою очередь, подстегивает ее экономический рост. Когда суммарный ВВП на душу населения начинает превышать десять тысяч долларов, у страны появляются ресурсы для решения этой проблемы. Сегодня у России этот показатель - 19 тысяч.

Другими словами, ресурсы есть. Но вот как они расходуются - вопрос.

- Большинство управленческих решений на федеральном уровне не просчитывается, и обусловлены сиюминутными нуждами, - заметила она. - Надо саммит АТЭС провести - вкладываемся в Приморье и остров Русский. Метро в Москве в положении, близком к коллапсу - выделим 76 млрд на строительство. А это целиком бюджет Саратовской области, между прочим. То есть мы Саратовскую область дали Москве на решение проблемы метростроя. И так везде...

Рецептов Наталья Зубаревич не предлагала - это не входило в область ее профессиональной компетенции. Она предельно четко и ясно фиксировала ситуацию, выполняя свой долг, как ученого - быть обязанным отечеству правдой о нем самом.

Наталья Васильевна сошла со сцены зала, но вот уйти из зала еще долго не могла. Учителя обступили ее с насущными вопросами:

- А за счет чего сейчас развивается Краснодарский край, если вычесть Олимпиаду?

- Как вы думаете, как же можно вытащить эти регионы-аутсайдеры?

- Что вы думаете о проблеме Китая? Захватят ли они нас в конце концов?

- Коллеги, следующая лекция целиком посвящена Китаю, - привлекла внимание педагогов Ольга Коротова, главный редактор журнала «География в школе». - Ее будет вести Елена Самбурова из МГУ. И напоминаю, что все лекции этого дня вы найдете на страницах нашего журнала (http://geo.1september.ru/), подписывайтесь на него.

И только тем спасла от внимания учителей Наталью Васильевну, которая иначе точно бы не выбралась из зала до начала «китайской лекции».

Хочется заметить, что между Россией и Китаем, как между двумя лекционными айсбергами, успел проскочить юркий кораблик семинара, на котором учителя московских школ рассказали об особенно ярких примерах из своего педагогического опыта.

Так, Елена Тарасова, учитель географии гимназии № 1404 «Гамма» (http://www.gamma1404.edusite.ru/ ) рассказала о развитии исследовательских навыков на примере практических работ, Сергей Цебенко из московской школы № 25 (http://www.sch25.ru/) - о работе с географическими текстами, а Ольга Лапшова из интерната № 2 города  Мос­квы (http://xn--2-7sbolzbuoe.xn--p1ai/ ) - о проекте по использованию родословных на уроках по демографии в 8-м классе.

Интересно, что в ее выступлении, так же, как и на лекции о неравенстве регионов, отчетливо проявилась востребованность географии, ее созвучность нынешней жизни. Это понятно - хороший учебный проект в руках умелого учителя всегда актуализирован, он решает не только учебные задачи, но и дает ответы на вопросы, которые, быть может, дети не могли для себя ясно сформулировать. Подталкивает их к дальнейшему размышлению вне классных стен, к чему и стремится каждый педагог.

Так изучение родословных подтолкнуло учеников Ольги Алексеевны к любопытным открытиям о себе самих. Только один факт - оказывается, коренных москвичей среди родителей учеников (тех, чьи предки до революции жили в городе) всего два процента. Это ли не повод подумать о проблеме миграционных потоков, и понять, что все мы - потомки переселенцев?

Впрочем, обратим взгляд на восток. А там - великий желтый дракон, чья история насчитывает четыре тысячи лет. У Китая великое прошлое и не менее великое будущее - сходятся во мнениях мировые эксперты. О том, как китайцы достигли этого, что им позволяет не только «удерживаться на гребне волны», но и наращивать темпы развития, и чем это в итоге окажется для России, говорила на лекции «Современные тенденции развития Китая» Елена САМБУРОВА, кандидат географических наук и доцент кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ.

1.3 млрд населения...15% мирового ВВП...4 место в мире по территории...Мировая фабрика номер 1... К 2017 году - крупнейшая экономика мира...Крупнейший торговый партнер России...

Цифры, с которых начала свою обстоятельнейшую лекцию Елена Самбурова, потрясали и не укладывались в голове. Однако, по мере того, как мазок за мазком лектор рисовала объемное панно «Роль Китая в сегодняшнем мире», становилось понятно, что Китай исторически обречен на роль супердержавы - и был таковою большую часть своей истории, за исключением печального периода «Опиумных войн».

Излагать подробно эту лекцию - с историческими отступлением, предпосылками бурного развития конца ХХ века, экскурсами в демографическую и социальную политику китайских властей, с рассказом о стоящих перед Китаем вызовах нынешнего века (а там далеко не все так гладко: население стареет, пенсионной системы нет, демографический пик пройден, зарплаты растут, а значит главное преимущество - дешевизна производства - уходит), увы, не хватит места. У педагогов, уходящих с лекции, была исписана не одна страница блокнота.

Интересно, что ни Елена Самбурова, ни Наталья Зубаревич не видят «желтой угрозы» и совершенно не боятся китайской экспансии.

Основные аргументы: у Китая много других приоритетов, кроме завоевания холодной и неуютной с точки зрения климата России; все, что необходимо - ресурсы и энергию, они и так получают от нас; с Россией гораздо выгодней торговать, чем воевать; и, наконец, с чего китайцы поедут в Россию, если средняя зарплата в Пекине полторы тысячи долларов?

А завершала день замечательная лекция Михаила ДЕЕВА, кандидата географических наук и старшего научного сотрудника кафедры океанологии МГУ «Географические открытия русских путешественников с X по XIX в.».

Михаил Гаврилович напомнил педагогам, как и откуда пошла прирастать Русь Сибирью, и дал не менее впечатляющее полотно героизма и широты русской натуры.

- Наши люди сумели освоить, разведать, нанести на карты шестую часть мира, - заметил Михаил Деев.

И действительно, в его рассказах оживала целая галерея русских первопроходцев, людей, неудержимо двигавшихся «встречь солнцу». Что их толкало туда,в дичь и глушь, в земли незнаемые, часто без поддержки и снаряжения? На одном азарте и «авосе» они рубили струги и кочи, мерзли во льдах и сражались с воинственными племенами, раздвигая границы русского мира. Порой их толкала авантюрная жилка и вполне прагматические соображения. А порой - чистая романтика пути, восторг первооткрывателя, который позволил им за полтора века пешком пройти всю Сибирь.

Об этом вдохновенно рассказывал Михаил Деев, и конечно, педагоги, рассказывая ученикам о нынешних проблемах России, не забудут напомнить:

- Мы, в том числе, и потомки тех, кто обогнул Таймыр и прошел Беринговым проливом, на плоскодонных судах, собранных без гвоздей. Тех, кто двинулся «встречь солнцу» и собрал шестую часть мира в одну державу.

В конце концов, ведь и для этого нужна география?

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон