Рейтинг@Mail.ru

03.04.2013

3 апреля — День учителя химии

Педагогический марафон 2013

Погода в этот день участникам марафона не услужила – было пасмурно на улице и чинно-спокойно в аудиториях. И в то же время – очень интересно…

День открыла тема «Рабочая программа учителя химии: проблемы и решения». Алексей ЖУРИН, заместитель директора по научной работе Института содержания и методов обучения РАО, посвятил лекцию истории, теории и практике создания рабочих программ учителя. Зачем история от начала XX века? А чтобы видеть контекст: до 1936 года было можно все, потом стало ничего нельзя, после 93-го опять хаос, сейчас склоняют к стабильности. Плохо ли - стабильность? Содержание не меняется, планирование за учителя уже сделано, учебник на всех один. И что хорошего, если директор решает, сколько и какой химии надо дать ученикам школы, а то и вовсе не вести. И в целом - это «свое понимание», оно чем руководствуется? Авторские программы, например, когда что-то из тем убрали, что-то новое привнесли, - они для кого создаются? Что-то учителю (автору программы) нравится, что-то нет, а дети? Слово «инновационные» в презентации лектора взято в кавычки. Никакой инновационности нет в том, например, чтобы вузовский уровень перетаскивать в школу: дайте сначала базу. Не видит прогресса Алексей Журин и в новом стандарте: как нужно исхитриться, чтобы обойтись без содержания? Содержание любое - это как? Так что стандарт 98 года и БУП-2004 еще долго будут ориентирами в реальной работе.

Потому-то огромный спрос на примерные рабочие программы, хотя с сентября, когда новый закон обретет силу, их публикация будет нарушением законодательства. Значит, надо учиться создавать свою. Ученый перечислил принципы отбора содержания программы (он считает содержание центральным): научность и доступность, а также принципы структурирования материала. Алексей Журин приводил неточности, которые есть в учебниках, говорил о необходимости выбора той химической теории, в рамках которой учитель собирается работать, мол, везде своя научность.

О принципе доступности: привычное для учителя может быть непосильным для ученика: «А вы попробуйте подняться до ученика, который ничего не знает, не хочет, но которого надо научить». Ведь даже учебник порой не удосуживается оценить силы ребенка: реакции пишут с первого урока, а понятие о химическом знаке потом, а о химической формуле еще дальше.

Для лучшего понимания вопроса лектор порекомендовал семинары Галины Чернобельской и ее прекрасную книгу по методике преподавания химии - для бесплатного скачивания она здесь: http://www.bookam.net

А структурирование - это составление календарно-тематического планирования. Соединить дидактическое и эмпирическое непросто, и лектор скрупулезно, с комментариями описывал процесс создания этого документа им самим - провел своего рода мастер-класс. Но тут главный риск - «а если спрашивают по-другому»? Например, в Тульской области требуют «писать темы в терминах стандарта» - тогда как в стандарте-то никаких тем и нет. Ведущий советовал: вооружайтесь законом, знайте свои права, думайте своей головой. Стабильных программ больше не будет, а свою надо уметь защитить.

Олег ГАБРИЕЛЯН, профессор, заслуженный учитель РФ, автор учебников химии, был настолько тепло встречен аудиторией, что заявленная лекция «Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования» плавно перетекла в творческую встречу. Это был разговор о том, что низводя и сокращая школьную химию, государство рискует своим будущим, а перевод старшей школы на новый стандарт ничего иного не сулит, кроме интегрированного естественнонаучного курса. Между тем учебник есть, он один и он некачественный. Там периодический закон приводится в качестве иллюстрации к понятию «классификация», а вовсе не как революционное научное открытие. И другие странности, в общем: «Только обездоленные учителя пойдут на этот курс». В то же время появился шанс начать химию пораньше, с 7 класса - ведь теперь учебный план формирует школа. Кстати, учебник для 7 класса можно спросить по телефону 8 499 724 64 78.

Также Олег Габриелян рассказал, как много создано хороших и разных элективов по химии, и это, несомненно, повод получить второй час для обучения. Ну, а о том, как много у Олега Габриеляна учебников и учебных пособий, знает каждый учитель, но может быть не каждый - что они обновлены под новый стандарт и потребности подготовки к ГИА и ЕГЭ. Собственно, из этих занимательных историй про изменения и состояла лекция. Почему лабораторные включены в параграф, как дети пишут синквейны по химии и многое другое, вплоть до тоннельного микроскопа.

А если серьезно - на сайте издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru можно увидеть все изобилие книг, а также, по словам лектора, - там можно бесплатно скачать рабочие программы как базового, так и профильного уровня. Ну, а что до заявленной в начале темы - лектор сообщил, что ведет дистанционный курс «Формирование естественнонаучной картины мира у старшеклассников» в Педагогическом университете «Первое сентября», и предложил слушателям перенести разговор на эту площадку. Встреча завершилась аплодисментами.

Другая атмосфера царила на круглом столе «Курс химии, ориентированный на достижение требований ФГОС»: Павел ОРЖЕКОВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, задумал с коллегами такой курс, который бы давал каждому учителю дистанционную поддержку. Огромное отличие от диска. На ресурсе «Интерурок ру» - http://interneturok.ru/ - они собирают полную коллекцию видеоуроков по курсу (ведет учитель школы N1360 Яна ИВАНЦОВА). К каждому уроку - «дополнительные сведения», списки разных задач, варианты к каждому месту разветвления урока. А еще конспекты и тренажеры. В общем, совершенно новый способ учить и учиться для учителя. Вы только зарегистрируйтесь - все бесплатно.

Нечто подобное, но иное было в аудитории, где работу с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок на уроках химии демонстрировала Ольга РЫБНИКОВА, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, гимназия № 1257. Сайт «Экзамен-медиа» http://examen-media.ru/o-kompanii - известен учителям, он дает возможность доступа к мультимедийным справочникам, энциклопедиям, тренажерам, и виртуальным средам моделирования. На марафоне разбирали компетентностно ориентированные задачи с промежуточной рефлексией - да, на экране лучше видно и саму задачу, и то, что еще, кроме решения, из нее можно извлечь - моменты личностного развития.

Однако и в тех аудиториях, где решали трудные задачи для ЕГЭ традиционным образом, мелом на доске (с Инной ТРИГУБЧАК из гимназии им. Ольбинского, Сергиев-Посад; с Еленой КРУТЕЦКОЙ, методистом из Санкт-Петербурга), - тоже не было свободных мест.

Между тем Нина ВОСКОБОЙНИКОВА, доцент, автор УМК нового поколения по химии для основной школы, нашла оригинальную форму подачи идеи «Инновационная образовательная среда на уроках химии в системе успешной деятельности» - она представила интеллект-карту, «солнышко», в центре - успешная деятельность, а в лучах обозначено (названо) все, что приведет учителя к успеху в свете новых требований. Ближе к центру- дальше значение имеет. Очень наглядно! Оставалось только следить за мыслью интерпретирующего:

- Диалогический метод - основной, потому что направленная речь - катализатор мышления; дальше - готовность учителя, потому что без желания ничего сделать невозможно…

Ну, и наконец, самое долгожданное мероприятие дня, Творческие мастерские! Традиционно - учителя слушают своих коллег, которые делятся опытом, с огромным интересом. Тем более - это живые авторы статей в журнале «Химия». Мастерские вела главный редактор Ольга БЛОХИНА.

Мария ЖИХАРЕВА, учитель ЦО № 1953, рассказала о том, как мини-проекты помогают формировать универсальные учебные действия, тут главное - не растеряться, ведь самая обычная-привычная деятельность, та же практическая работа, может стать источником формирования личностных и регулятивных компетенций, если повернуть дело под новым углом.

Галина ШИПАРЕВА, учитель гимназии № 1505, задалась проблемой: если у детей нет интереса к предмету - это что? Вызов учителю. Почему химия в 8-9 классе ученикам нравится, а в 10 -11 нет? И она рассказывала, как сама нашла метод, который ее увлек, познакомилась с автором, вошла в сообщество учителей, разрабатывающих этот метод, а также показала участникам, как строить уроки по органической химии в логике интегральной технологии.

…Вот такие они, учителя химии: доброжелательные и основательные, серьезные и легкие. Хотя денек выдался не из простых.

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон