Рейтинг@Mail.ru

04.04.2013

4 апреля — День учителя биологии

Педагогический марафон 2013

День встречи учителей биологии, можно сказать, уже по традиции представлял собой сбалансированное сочетание актуальной научной информации с инновационной практикой. Педагоги Юго-Западного округа Москвы провели Творческие мастерские по теме «Метапредметные практикумы в общеобразовательной школе в условиях перехода на новый ФГОС» не только поделились с коллегами своими разработками лабораторных практикумов, но и дали методические рекомендации по их проведению.

Ирина Шапошникова, учитель химии и экологии ГБОУ ЦО №2006, пояснила, что подобный практикум облегчает работу учителя, поставленного перед необходимостью курировать в среднем двадцать шесть проектов - по числу учеников в классе. Специально разработанное пособие позволяет технологизировать техническую часть работы. Чтобы проект состоялся, вопрос, инициирующий исследование, должен быть интересен ребенку. Идея практикума «Таблица Менделеева в природе» так и возникла - из детского вопроса: «Где в живых организмах содержатся металлы?». Теперь ученики могут ответить на этот вопрос, проведя цикл небольших самостоятельных исследований. Для каждого в учебном пособии намечен путь: вопрос, порядок работы, несколько задач (решение которых станет частью подготовки к ЕГЭ), вопросы для последующих размышлений. В некоторых практикумах оставлено больше пространства для самостоятельной работы. Проблема лишь намечена авторами, а ребенок сам формулирует гипотезу, подтверждает или опровергает ее.

Другой пример практикума - по основам экологической культуры «Культура здоровья» - представила Ирина Болгова, учитель биологии ГБОУ СОШ №104. Она подчеркнула, что в основе этого цикла лежат принципы, востребованные в современной школе: метапредметность, интеграция, культурно-исторический подход, семейное проектирование. В практикуме использованы новые подходы и темы, прежде не рассматривавшиеся в школьном обучении. Например, такие как эталоны здоровья в разных странах, красота и здоровье, виды здоровья. Автор практикума привела примеры детских работ, сделанные в разных параллелях. Все они связаны с проблемами, актуальными для подростков: сколько весит портфель школьника? Как высокие каблуки влияют на опорно-двигательную систему? Как влияют на здоровье модные напитки, курение, фастфуд, пирсинг? Столь же разнообразны формы работы, в числе которых были названы дискуссия, деловая игра, диспут.

Еще больше возможностей для активной исследовательской деятельности дает ребенку полевая работа. Об опыте выездных экспедиций и о соответствующем практикуме рассказала коллегам Юлия Шаронина, учитель биологии ГБОУ СОШ №26. Ее ученики имеют возможность осваивать методы исследования с пятого по одиннадцатый класс, используя такое несложное оборудование, как цифровой фотоаппарат и микроскоп: «просто, быстро и доступно». Эта форма работы вызвала наибольший интерес, участники Mарафона задавали вопросы о тонкостях организации исследовательских экспедиций, о наилучших местах работы, об атласах по биологии, которые становятся результатом коллективной деятельности детей.

Одним словом, учителя всячески стремятся подкреплять теорию практическими занятиями, деятельностью, которая приближает ученика к пониманию научных проблем и методов исследования. Достаточно было посмотреть, с каким энтузиазмом педагоги откликнулись на предложение Юлии Ракитиной, учителя биологии ГБОУ СОШ №192 записаться на мастер-класс «Выделение ДНК (апробация практикума по молекулярной биологии для профильных классов)» в Учебном центре Института биологии РАН и с интересом восприняли презентацию этого занятия. Оказывается, в Центре учителя биологии могут побывать на занятии, где участники выделяют ДНК, и «не какую-то неизвестную, а свою собственную». Ведущая подчеркнула, что подобный опыт чрезвычайно важен: ведь задача педагогов «не только в том, чтобы научить биологии, но и дать ученикам возможности для развития, позволить им попробовать свои силы», познакомить с биологией как с пространством для реализации собственных интересов.

К счастью, это не единичный случай: люди науки все чаще обращают внимание на то, что происходит в школе. Недаром одним из ведущих Марафона был Всеволод Твердислов, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ. Он прочитал лекцию «Биология и физика», на которой учителя и узнали о тенденциях современной науки, и окунулись в атмосферу блестящей университетской лекции - не только насыщенной смыслами и фактами, но и артистично исполненной. Казалось, что упоминаемые Тимирязев и Лебедев, Пастер и Кюри вот-вот войдут в аудиторию и вступят в диалог. В частности, о том, что наука сегодня требует объемного видения: «Биологию надо представлять в пространстве и времени», что новое знание человечество стало получать на границе наук.

Об этом же говорил гость Марафона - руководитель комплексного тренажера пилотируемого космического корабля «Союз» ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина Александр Филатов. Он приехал на Марафон потому, что даже людям, работающим в такой серьезной и высокопрофессиональной области, как космонавтика, стало очевидно то, что давно показывают результаты PISA: наши выпускники блестяще усваивают предметные знания, но не сильны в системном мышлении. Они видят только свой участок работы и не учитывают влияния других элементов системы, не ориентированы на нестандартное мышление.

На вопрос «Первого сентября» о том, как можно изменить ситуацию, Александр Филатов рассказал о своем опыте работы со школьниками и студентами от двенадцати до двадцати лет. Он предложил желающим взяться за проекты по материалам наших и американских космических экспериментов, находящихся в открытых источниках. Первая группа составляла обзор по всем космическим медико-биологическим экспериментам, и сделала выводы о тех направлениях, которые интересовали ученых больше всего. Вторая - собирала художественный и научный материал о возможностях существования жизни, принципиально отличной от земных форм. Этим проектом занимались ребята, которые увлекаются научной фантастикой. А третья группа анализировала перспективы и пути обживания космоса человеком.

Школа, считает Александр Филатов, самая перспективная площадка для просветительской деятельности. И не только потому, что тема космоса - практически идеальная тема, на которой могут интегрироваться все без исключения науки и виды деятельности. Но прежде всего, потому, что системное мышление, умение видеть и частности, и общую картину, способность к прогнозированию, продуктивнее взращивать, начиная со школьного возраста.

Логику этого разговора продолжила интерактивная лекция «Как перестроить преподавание биологии в соответствии с новыми ФГОС», во время которой учитель биологии гимназии № 1567 Вера Зайцева продемонстрировала участникам Марафона образцы заданий, которые побуждают школьников самостоятельно проектировать эксперименты для подтверждения тех или иных гипотез, или для ответа на интересующий их вопрос. Причем интерактивный режим соблюдался на самом деле. Например, залу было предложено придумать экспериментальный ход, который бы помог ответить на вопрос: «Почему легкими нельзя дышать под водой, а жабрами на суше?». После того, как учителя биологии предложили свои варианты, ведущая рассказала, как рассуждают в этом случае младшие подростки - со всеми ошибками, движением мысли, возражениями учителя, который сопровождает детей на пути интеллектуального поиска.

Соведущая интерактивной лекции кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Елена Чудинова познакомила учителей с принципами представленного курса биологии. Авторы курса считают, что система заданий и действия учителя должны быть выстроены так, чтобы «провоцировать детей к продвижению» в логике предмета. Елена Чудинова подробно остановилась на том, как можно на материале биологии работать над универсальными учебными действиями. Например, трудно ожидать от детей умения обобщать те конструкции, которые выстраиваются в традиционном обучении. Другое дело, если обобщение заложено в системе заданий с самого начала.

Много внимания было уделено специфике работы со знаковыми формами, моделированием, схемами. Знакомя детей с тем или иным способом, важно соблюдать логику и усложнять задания постепенно. Например, работая с таблицей, мы сначала предложим ребенку найти определенную ячейку. Потом сравнить данные, содержащиеся в двух ячейках. И только после этого можно давать задание на поиск и оценку тенденции, отраженной в таблице.

Особенно заинтересовала учителей информация о работе с текстами. Ведущая подчеркнула, что этому необходимо уделять много внимания, не рассчитывая, что всю тяжесть проблемы возьмут на себя коллеги-литераторы. Ведь у них изучается особый вид текстов - художественная литература. А всем остальным предметникам приходится иметь дело с информационными текстами. В этой сфере разработчики курса тоже придумали оригинальные задания, которые требуют от ребенка внимательного прочтения и понимания. Например, руководствуясь текстовым описанием планарии, слепить из пластилина это животное. Задание непростое, ведь сегодняшние дети не приучены восстанавливать картину реальности из текста.

В целом день биологии оставил впечатление стройного многоголосия и встречного движения ученых и практиков. Хочется надеяться, что этот настрой учителя донесут до своих классов, вспоминая фразу Всеволода Твердислова: «Надо полифонично воспринимать природу».

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон