Рейтинг@Mail.ru

05.04.2013

5 апреля — День учителя информатики Москва

Педагогический марафон 2013

Весь сегодняшний день вращался вокруг нового федерального стандарта и тех изменений, которые он повлек за собой в преподавании информатики. Конечно, новый ФГОС вызвал тектонические сдвиги в каждом из предметов школьного цикла. Но и каждый предмет — особенный, со своей историей развития, структурой, традиционными омутами, подводными камнями и течениями.

Например, в случае с информатикой и методисты, и сами педагоги вдруг с удивлением обнаружили, что возвращаются к корням - к тем основам преподавания предмета, которые закладывались еще при академике Андрее Ершове, родоначальнике школьной информатики в 80-х годах. Причем логика развития преподавания такова, что к одинаковым выводам приходят специалисты в разных уголках планеты.

Об этом рассказывал ректор МИОО Алексей Семенов, на лекции «Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС», которая открывала этот день.

- Сначала, в 80-х, мы преподавали базовые основы информатики, - обратился Алексей Львович к дням минувшим. - Алгоритмы и принципы, которые можно было приложить к любому языку программирования. Учитель занимал позицию трансляции знания. Затем стали появляться компьютеры и встала проблема массового повышения ИКТ-грамотности - как для детей, так и для взрослых. Компьютерный парк все разрастался и разрастался и вместе с ним увеличивался блок ИКТ. Дошло дело до того, что мы начали вести разговоры, что от нас ничего больше и не требуется, как только готовить грамотных пользователей. И главная проблема - это быстрое моральное устаревание компьютерной техники и программного обеспечения.

Однако общество развивается быстрее школы, и учителям приходится подстраиваться под его реалии. Сегодня практически все дети приходят в первый класс, уже свободно обращаясь с компьютером, даже пишут программы в первом классе, а к старшей школе обгоняют почти любого педагога по части владения ИКТ-навыками.

- Очевидно, что эта область умений уже перешла из специальной в общие учебные навыки, которыми дети овладевают комплексно, как дома, так и в школе на разных уроках, - продолжил Алексей Семенов. - Поэтому не надо тратить время на их изучение. Следует сосредоточиться на тех предметных умениях, которые характерны как раз для информатики, а вовсе не на том, как правильно форматировать текст в ворде или пользоваться фотошопом.

И ЕГЭ по информатике, уверил ректор МИОО, будет все больше становиться «задачным», приближаясь к единому экзамену по естественно-научным дисциплинам. Недаром же новый ФГОС по сути объединил информатику и математику.

- А в дальнейшем мы будем включать и структуры данных, и работу в алгоритмических средах, - пообещал он.

Но как же быть с аттестацией по довольно обширному блоку ИКТ компетенций, заволновались педагоги. Кто и как будет проверять их освоение?

Аттестацию по блоку ИКТ следует отдать сторонним структурам или вообще вывести на уровень школы - пусть сами педагоги придумывают тесты, - уверен Алексей Семенов.

- А информатику как отдельную область знания, - сказал он, завершая лекцию, - следует осваивать через решение задач, в среде языка с пошаговым выполнением и функциями отладки программ и визуализацией результатов.

Однако у педагогов еще были вопросы. Как конкретные, так и общие.

- Будет ли ЕГЭ-2013 или 2014 в компьютерном варианте, как обещают разработчики уже не первый год?

Ответ: пока не будет, хотя авторы ЕГЭ над этим продолжают работать.

- Каковы все-таки нормы работы с компьютером в начальной школе?

- Таковых норм, установленных на федеральном уровне, сейчас не существует, - ответил Алексей Семенов.

Аудитория заволновалась, но продолжила спрашивать.

- Как решать вопрос с блокировкой сайтов с вредной информацией? Прокуратура своими рейдами по школам вынуждает использовать белые списки с проверенными, «дистиллированными» ресурсами.

- Если у прокуратуры есть претензии, пусть обращается к учредителю, - четко отреагировал Алексей Семенов. - А школа сама решает, каким образом осуществлять фильтрацию: с помощью списков или систем контент-фильтров.

Учителя расходились с лекции, обсуждая, что все, конечно, хорошо, но все-таки теоретики живут в своем, особом мире. Однако своими действиями подтверждали правоту ректора МИОО - больше всего, за исключением лекции самого ректора МИОО, людей собирали как раз практико-ориентированные занятия этого дня. Те самые «задачные» основы информатики...

Так, практически был забит зал, где выступал с семинаром «Практикумы с автоматической проверкой в среде КуМир» Константин Поляков, учитель информатики ГБОУ школы № 163 из Санкт-Петербурга (а аудитория там по размерам не уступала актовому залу!). Наверное, Константина Юрьевича знают уже почти все учителя информатики в России, а если не видели лично на нашем Марафоне, то наверняка заглядывали на его сайт http://kpolyakov.narod.ru/. Там он с 2009 года выкладывает свои тесты, презентации, разработки по подготовке к ЕГЭ, которые сделал для своих учеников, и материалы эти пользуются бешеной популярностью - потому что созданы они практикующим учителем на основе собственного опыта, и пользоваться ими можно бесплатно.

Долго не могли разойтись педагоги и с семинара «Преподавание алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и язык Питон», который проводила Елена Андреева, заведующая кафедрой информатики СУНЦ МГУ, член жюри Всероссийской олимпиады по информатике.

И, по сути соглашаясь с тезисом Алексея Семенова о повсеместном проникновении информатики в начальную школу, учителя шли на семинар «Азбука Роботландии: информатика для началки должна быть фундаментальной», который проводили Александр Дуванов, руководитель Роботландского университета (http://www.botik.ru/~robot/ru/ ), старший научный сотрудник НОУ ДО «Роботландия+», и Нина Шумилина, доцент Тверского государственного университета и учитель информатики.

А подытожил день Анатолий Кушниренко (http://www.niisi.ru/agk.htm), одна из легенд мира информатики, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН, автор многих учебных пособий и разработчик обучающей системы программирования КуМир в своем коротком интервью главному редактору Издательского дома "Первое сентября" Артему Соловейчику. Кстати, каждый день Марафона освещается не только на страницах наших «Новостей образования», но и на странице Марафона http://marathon.1september.ru/, где выкладываются эти интервью.

Анатолий Григорьевич выступал от имени аудитории, а не лекторов, но по факту, сформулировал опережающее понимание развития информатики, как учебной дисциплины.

- Это предмет, который меняет мир, - сказал он. - Академик Андрей Петрович Ершов еще в 1978-м году предсказал, что к 2000-му году на руках у каждого из жителей Земли будет по несколько микропроцессоров. Тогда это казалось фантастикой. А сейчас?

По мысли Анатолия Кушниренко, именно информатика способна создать человеческий ресурс для рывка вперед, в котором нуждается наша страна. Сегодня идет гонка вычислительных мощностей и державы, которые первыми создадут экзо- и зетафлопсные вычислительные системы, будут лидерами второй половины ХХI века.

- Владение ИКТ, наряду с чтением и письмом, уже входит в тот «пучок грамотности», который является базовым для каждого образованного человека, - заметил он. - Поэтому сегодня надо вернуться к фундаментальным основам информатики, к ее естественно-научным корням, которые позволят нам двигаться вперед, а не быть просто потребителями и пользователями кем-то созданных программ и техники.

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон