Рейтинг@Mail.ru

06.04.2013

6 апреля — День учителя физики Москва

Педагогический марафон 2013

Большая группа событий дня была посвящена ФГОС, ГИА, ЕГЭ. С утра – «Государственная итоговая аттестация в общеобразовательной школе. Подходы к разработке новых моделей ЕГЭ и ГИА, реализующих требования ФГОС (изменения в 2013 г.)» – большой разговор, который вели с учителями специалисты.

Марина Демидова, председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике (ФИПИ), сразу сказала, что в этом году изменений в экзамене не будет, однако уже через два года, когда КИМы будут приводить в согласие с новым стандартом, они появятся. Пока же нам надо лучше готовить детей к форме экзамена, правила есть правила, и все, что положено, в бланке должно быть написано, особенно это касается части С: бывает, решено правильно, а запись некорректная.

Также сегодня важно понимать, в какую сторону поворачивает нашу повседневную работу ФГОС: к метапредметным результатам, которые будут проверяться через предмет. ФГОС - революция в оценке качества образования. Апробация измерений уже идет в школах, и надо отнестись к ней внимательно. Заметить: знание и воспроизведение уходят, стандарт проверяет, умеет ли ученик оперировать знаниями при решении познавательных и практических задач. Вектор - к качественным задачам, не на алгоритмы, а на осмысление. Вперед выходят те блоки умений, которые важны для естественных наук: методологические и экспериментальные. Лектор привела данные из международного исследования TIMSS-2011: да, именно физика обеспечила успех нашим детям: из 42-х стран ниже нас 33 страны! Но в тройке проверяемых параметров «знания-применения-рассуждения» у нас лидируют знания, дети блещут формулами и определениями. А вот рассуждения - объяснение опыта пошагово, описание хода мысли в эксперименте, то есть методология - ниже среднего. В Японии ровно наоборот.

И еще важный момент выступления Марины Демидовой: в условиях введения стандарта большая ответственность ложится на учительское сообщество - ему многое отдано. Основные рабочие документы министерство утверждать больше не будет, поэтому уже сейчас надо активнее включаться в обсуждение новых требований.

Учителя физики, надо сказать, были активны, задавали вопросы, несли записки, и время кончилось раньше, чем интерес к теме, поэтому ведущая оставила свой адрес: demidovaktv1@yandex.ru.

Показательно, что Елена Камзеева, кандидат физико-математических наук, заместитель директора НМЦ ЮОУО, строила свое выступление о ГИА как наглядное сравнение: «надо сейчас» - «надо будет по ФГОС», например:

- Метапредметные результаты можно проверять и в рамках действующего стандарта, это есть и сейчас: «представлять информацию в разных формах - словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем». На будущее - просто более сложная формулировка.

В День учителя физики лекторы ходили слушать друг друга - не всякий день такое увидишь, а ведь очень показательно. И более того: вступали в полемику с предыдущим выступающим. Так Лев Монастырский, профессор кафедры общей физики ЮФУ, заслуженный работник науки и образования РАО, начал как раз с того, чем закончила Марина Демидова: нет причин упиваться успехами преподавания физики в школе. Идет резкое падение знаний студентов 1 курса, у них нет базы, они не умеют работать с книгой. И началось это с тех пор, как ЕГЭ стал обязательным: возникли колоссальные новые трудности у всех. Готовят к форме, а суть предмета уходит. Но и новым ФГОСом ее не ухватишь: что значит - знания не нужны, что значит - заучивать не надо? Надо, иначе как детям освоить физический язык? (В этом месте зал зааплодировал)

Собственно, лекция была посвящена главному в физическом мышлении:«Использование физических моделей при подготовке к ЕГЭ и ГИА». Рассказывая о том, как строятся модели в молекулярной физике и в электродинамике, лектор повторял: «Но это на модели, это как решили мы. А чем пренебрегли?» - модель не может заменить реальность, но это способ думать о ней конструктивно.

Под конец лекции - очередь за автографом на книге автора, фотографии на память, адрес для писем: - LMM@AAANET.RU

По традиции, День учителя физики богат на встречи с авторами учебников. Были: Валерий Касьянов с темой «Учебник как информационно-содержательное ядро линии «Физика. 10-11 классы», Павел Боков с темой «Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике средствами линии учебников под редакцией Александра Грачева»; о Льве Монастырском уже сказали.

Однако в двери стучалось нечто новое: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и лекция Аркадия Елизарова, руководителя отдела медиаресурсов, «Принцип матрешки, или Дорога к идеальному электронному учебнику». Матрешка - это к тому, что УМК - это набор электронных ресурсов, вложенных один в другой. Ридербуки с интерактивным оглавлением и возможностью гиперссылок на интернет-ресурсы - тексты можно редактировать, заложено более 10 приемов работы с текстом. Затем ПДФ-контейнер со ссылками на разные мультимедийные ресурсы, в том числе медиалекции с динамическим резюме, а также упражнения с конспектами теории, которая может пригодиться при выполнении. Окна для выполнения заданий тут же. В общем, показали демоверсию - книга книгой, листай, подчеркивай - но и волшебная, возможности «открывать» ее безграничны: «Здесь выход на любые ЭОРы, - говорил ведущий, - ведь когда человек изучает тему, ему не нужна «линейка» и методика под нее - зачем? Так мы все время будем отставать, пора учиться без ограничений."

Остается добавить, что к «Биному» в деле разработки электронных учебников подключилось издательство «Русское слово», то есть гуманитарные дисциплины скоро тоже попадут в «матрешку».

А вот куда попадут дети? На марафоне слушалиПавла Чеботарева, учителя информатики и интернет-технологий школы 29 Подольска. Его тема - «Техносфера как новый формат интеллектуального взаимодействия учитель-ученик». Рассказанное поразило. Что, мол, есть такой планшет, на котором ребенок может скатиться с горки и ничего планшету не будет, а экран у этого планшета такой, что на нем можно писать хоть чем, без клавиатуры - в вордовский формат он сам переводит, даже формулы. Тут же электронная тетрадь, в ней пишут маркером, но все главное - на уроке: на панели учителя видно все экраны всех детей, допустим, учителя что-то заинтересовало - он вывел экран ребенка на свою панель (да, доски отдыхают, стоит большая плазменная панель), и вот Вася фактически у доски, хотя сидит на месте. Если учитель хочет внимания класса, он блокирует экраны детей, и никто даже мышкой не пошевелит. Контроль 100%. Скорость процессов колоссальная: тестирование мгновенно, трудность не только сразу видно, но и сразу можно скорректировать. Только бы ребенок пришел и присоединился. Слоган - «Принеси свое устройство в школу». К 2020 году так и будет.

Однако расходились учителя, обсуждая «Нескучные занятия по физике. Прикладная направленность уроков физики как основа развивающего обучения». Всех увлекла Галина Литвиненко, учитель физики НОУ «Газпром», ее ролевые игры. Дети представляют себя либо в виде молекул - надо двигаться, как в газе, как в твердом веществе, в жидком; проводят эксперимент на движение тела, брошенного горизонтально - ребенок разгоняется вместе с шариком - поймает он шарик, если отпустит, или нет? Были даны графики движения - зависимость пути и скорости от времени - дети должны изобразить это движение (равномерное, равноускоренное, покой) - а класс анализировал, что происходит. Вызывали 4 человека, получали карточки, где было отмечено сопротивление проводников - потом давалась схема и дети должны были построиться в соответствии со схемой. Классно! Девочки - электроны; мальчики - ионы, и движение заряженных частиц в электрическом поле как на ладони!

Не оставило учителей равнодушными и выступление Любови Шестаковой, учителя физики школы № 929 на Открытом семинаре «Технологии реализации ФГОС при обучении физике». Она говорила о применение ментальных карт на уроках физики для достижения новых образовательных результатов, конкретно - личностных. Ведь ФГОС ориентирует на саморазвитие, а как учителю повлиять на личностное развитие ученика? Ментальные карты - личностно представленная информация о материале. Если в общем виде - это схема строения нейрона, ядро и ветвящиеся отростки. Когда ребенок представляет, например, новый материал на карте (нам показали), - картинки похожи. Бесконечная карта изображает физику - номера лучей, ветвления и пояснения. Ведущая кстати напомнила: неплохо и самому учителю потренироваться в составлении - очень увлекательное занятие! Особенно хорошо эти карты ложатся на ситуационные задачи - как и такие задачи на карты. В общем, везде, где требуется контекст - требуется весь человек, а не его функция. День учителя физики в этом году был во многом про человека…

Людмила КОЖУРИНА
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон