Рейтинг@Mail.ru

08.04.2013

7 апреля — День учителя математики

Педагогический марафон 2013

Свежевыпавший апрельский снег сегодня никому не испортил настроения. На марафоне кипели оживленные дискуссии, обсуждались варианты решения задач не только математических, но и педагогических.

На круглом столе «Концепция развития школьного математического образования» Алексей Семенов, ректор МИОО, академик РАН и РАО, заявил: «Истина конкретна, выражается она в задачах». Умению решать разнообразные задачи как раз и может научить математика. Но вместо этого учителя порой натаскивают детей на механическое воспроизведение нескольких нехитрых операций - якобы ради того, чтобы помочь ребятам справиться с ЕГЭ. А в результате уравнение с логарифмами ученикам проще решить, чем ответить на несложный вопрос о времени прибытия поезда. Потому что уравнение решается по выученной схеме, а в ситуацию с поездом надо вникнуть. О более сложных задачах и говорить нечего.

- Как вы думаете, сколько одиннадцатиклассников справилось в прошлом году с задачей на вычисление тангенса угла, - Иван Ященко, директор МЦНМО, руководитель ФКР КИМ по математике, заведующий кафедрой МИОО, соведущий круглого стола, показывает слайд на экране.

Учителя сначала сами пытаются разобраться с тангенсом.

- Мы не на ЕГЭ, - иронизирует Алексей Львович, - не нужно пользоваться мобильниками.

Наконец, ответ найден. Педагогам кажется, что и ребята могли бы справиться. Хотя бы треть выпускников. Но реальность печальна: менее 2 процентов успешных решений.

Ситуация с математическим образованием очевидно нуждается в реформировании. Проект Концепции выложен для коллективного обсуждения на сайте http://www.math.ru/conc/.

Основная идея заключается в том, что нет детей, не способных к математике, есть разные пути освоения. Помочь ребенку найти свой путь как раз и должен учитель. Должен учесть индивидуальные особенности ученика, его реальный уровень знаний (для того и проводят диагностические работы - чтобы включить арифметику в программу подготовки к экзамену старшеклассников, если потребуется). Должен ставить оценки, ориентируясь на продвижение ребенка, а не на абстрактные нормативы. Более того, государство готово достойно платить педагогам, умеющим находить индивидуальный подход и обеспечивать высокий уровень подготовки учеников.

Педагоги в зале засомневались: а как же соответствие оценок в журнале результатам тех самых диагностических? Проверяющие строго следят за совпадением цифр. И с программой вольности опасны - по той же причине. Наконец, в сельских школах, в школах рабочих окраин приходится искать подход к каждому троечнику - без всяких надежд на высокий результат. Значит, государство собирается поддержать только элитные школы?

Более того, «слабым» грозят репрессии и сокращение финансирования: если результаты ЕГЭ окажутся ниже 55%. Именно так заявили начальники математикам в одном из округов. Учительница рассказывает историю возмущенно, но номер школы называть не хочет. Иван Валерьевич пообещал лично разобраться, сохранив тайну источника информации. Личное участие Алексея Семенова потребовалось второму выступающему. Молодой математик, мечтающий учить детей, не может найти работу в школе - нет специального образования. Теперь у него появился шанс.

Но всем не поможешь, в каждую мелочь не вникнешь. В ответ на следующую жалобу (в регионах нет ясной инструкции по заполнению бланков ГИА) ведущие дружно посоветовали: пишите начальству.

Обмен информацией и впечатлениями продолжился на следующем круглом столе: «Государственная итоговая аттестация по математике за курс основной школы в 2013 году». Лариса Рослова, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Математика - Первое сентября», снова и снова убеждала аудиторию: пора от зубрежки переходить к решению практических задач. А то наши дети, старательные, неплохо справляющиеся с вычислениями, не умеют вчитаться в условия, ответить на поставленный вопрос. На уроках надо учить рассуждать, действовать в непривычной ситуации. Учить эффективно и интересно.

Проводить интересные уроки - это как раз то, с чем учителя могут справиться самостоятельно, не пеняя на огрехи системы в целом. Своими удачами и методическими находками коллеги всегда готовы поделиться. К примеру, учителя московской 57 школы на творческой мастерской «Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы» (под руководством Андрея Семенова, кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией МИОО) рассказывали, как превратить обычный зачет в торжественное для ученика событие, и праздничное, и победное.

Сергей Кулабухов, руководитель авторского коллектива по математике издательства «Легион», в ходе лекции «Использование математических игр в процессе подготовки к ЕГЭ» подробно описал правила проведения математических боев. И азарт, и множество решенных задач, и шанс для каждого, даже очень «слабого», ученика получить свою «минуту славы».

Математика становится увлекательным и вполне постижимым предметом с помощью совсем простых вещей: разноцветных кубиков, детских пирамидок, ярких бус. Все эти «несерьезные» штучки грудой лежали на столе перед Николаем Авиловым, преподавателем средней школы № 7 из станицы Егорлыкской Ростовской области (мероприятие не зря называлось «В кладовой головоломок»). А за его спиной на экране замысловатые чертежи объясняли математическую подоплеку «детских» заданий.

Но современный урок трудно себе представить без компьютеров. Об этом шла речь на круглом столе «Новый стандарт и проблемы использования ИКТ в преподавании математики», который вели преподаватели МИОО. Они демонстрировали чудесные свойства новых программ: какие чертежи теперь можно создавать одним движением мышки, какие виртуальные эксперименты проводить.

Педагоги Ломоносовской школы в ходе лекции «От предметных знаний к метапредметным, от метапредметных - к решению трудных задач» делились опытом организации взаимодействия учителей, в первую очередь, математиков и информатиков.

Чтобы ребята в самом деле могли воспользоваться таким сложным образовательным ресурсом, как компьютер, им нужно не только красивые презентации показывать, но вовлекать в активную деятельность: в исследования, проекты.

Мастерство педагога - это почти единственное, что сегодня помогает нашим ученикам постигать математику на довольно высоком уровне.

Судя по завершающему марафон докладу руководителя Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галины Ковалевой «Результаты международного исследования TIMSS-2011», российские школьники занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге: шестое место из более чем сорока стран-участников международного исследования образовательных достижений выпускников начальной и средней школы (4 и 8 классы) по математике. Перед нами только такие технически продвинутые державы, как Сингапур, Корея, Япония… Зато все европейские и американские дети - после нас. Есть чем гордиться. Но любое исследование, даже с таким лестным результатом, нужно внимательно анализировать и делать выводы.

Скажем, обратить внимание на то, что наши ребята прекрасно решают задачи, требующие специальных знаний, но пасуют там, где нужно сопоставлять данные, делать самостоятельные выводы. Не владеют общеучебными навыками: способность соотнести текст и схему, направление вопроса и ход решения. Вспоминая утренние круглые столы, учителя задумчиво кивают.

Галина Сергеевна делится еще одним тревожным замечанием: от четвертого до восьмого класса вдвое уменьшается детская увлеченность предметом, активность на уроке. И стоит ли удивляться этому «охлаждению», если у нас мучают и пугают детей разнообразными контрольными чуть ли не чаще всех в мире (в среднем 2 раза в неделю). Для сравнения: математически более успешные японцы подвергаются процедуре проверки несколько раз в год.

Для изменения подхода к обучению детей, необходимо сначала изменить систему подготовки преподавателей. Этим путем пошли многие страны, в том числе близкая к нам Германия и далекая Америка, столкнувшись с аналогичными проблемами. А у нас треть студентов педагогических вузов до сих пор уверена, что успехов в математике можно добиться, в первую очередь, зубрежкой. К чести учителей, среди них поклонников бессмысленного заучивания почти вдвое меньше. Все же опыт общения с детьми - великое подспорье.

...Где же еще искать учителю вдохновения и поддержки? Только в учениках. Они ставят перед нами задачи, которые мы пытаемся решать, по мере сил. И математики в этом деле - специалисты.

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон