Рейтинг@Mail.ru

12.04.2013

11 апреля — День школьного и детского библиотекаря

Педагогический марафон 2013

На каждом из прошедших дней Марафона  обязательно звучали слова - «наш предмет особый, у него центральное место в ряду прочих». И это правильно:  на Марафоне  равнодушных нет, учителя  болеют за свой предмет.  И каждый предмет, действительно, особенный, потому что весь школьный цикл это полнозвучный ансамбль, где у каждого -  своя партия. Убери ее, и что останется от гармонии образования?

У школьной же библиотеки, в представлении многихвыступавших, место еще более особенное. Если каждый предмет - музыкальная партия, то библиотека - зона тишины, где педагоги настраиваются на работу, где учителя, ученики и родители, встречаются, чтобы наладить учебный диалог. Но тишина в школьной библиотеке - понятие довольно условное. Жизнь здесь кипит целый день. Порой в прямом смысле тишины здесь не найдешь: стольким людям одновременно нужно самое разное. Да и приходят сюда нередко вовсе не в одиночку, а группами.

Об этой шла речь на библиотечном баркемпе (это такой формат открытой конференции) «Библиотека «цифровой» школы», который вела Елена ЯСТРЕБЦЕВА, генеральный директор компании «КМ-образование». Кстати, презентация доклада (как и других, прозвучавших на этом дне) обязательно войдет на один из дисков, которые прилагаются к журналу «Библиотека в школе - Первое сентября».

Мир меняется стремительно, а современная библиотека вынуждена меняться опережающими темпами, быть на острие модернизации. Повсеместное проникновение мобильного интернета, массовый интерес к открытым образовательным ресурсам, геймификация образования, переход фокуса общественной жизни в сегменты социальных сетей и блогов (утром в фейсбуке, вечером в телевизоре) - обо всех этих наглядных приметах изменений, рассказывала Елена Николаевна.

Но есть и более глубинные. Человек - существо предельно адаптивное, мы подстраиваемся под любые внешние условия, и сегодня у нас меняются даже поведенческие привычки. Например, обычным делом для молодежи стала параллельная обработка нескольких информационных потоков: писать статью, сидеть в соцсети, общаться с родными. Раньше на подобные подвиги был способен только Юлий Цезарь.

Итак, мир меняется, но как же успеть за ним учителям? Они люди занятые: ФГОС, ЕГЭ,тиски поурочного планирования... Вот здесь и открывается богатое поле для работы библиотекаря, убеждена Елена Ястребцева.

- Нам нужно уходить от прежней роли библиотекаря, как хранителя книг и жреца храма знаний, - заметила она. - Нужно осваивать Сеть, использовать богатый арсенал социальных сервисов и блоговых платформ, разных веб-инструментов.

Тут может помочь и практикум "Дванольный библиотекарь", который разработала Елена Николаевна (https://sites.google.com/site/veb2biblio/). Ведь, по сути, задача библиотекаря сегодня - учить детей и учителей оперировать информационными потоками, давать навыки поиска, обработки, использования информации. И, конечно же, создавать в том насыщенном цифровом пространстве, в который должна превратиться библиотека, учебные ситуации, могущие стать серьезными образовательными проектами. Подталкивать учителей и детей к совместному творчеству (в рамках освоения материала), подбрасывая все новые и новые поводы для работы мысли.

Однако, у эпохи «цифрового изобилия» есть и оборотная сторона. О том, как обезопасить себя, своих юных читателей, учителей от угроз, таящихся в интернете, рассказывал библиотекарям на лекции-семинаре «Интернет: великий и ужасный. Бороться с угрозами или учиться жить?» Урван ПАРФЕНТЬЕВ, ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий (http://www.rocit.ru/).

Для начала Урван Урванович хорошенько испугал аудиторию, пройдясь по всему списку интернет-угроз: от порнографии и распространения наркотиков до кибер-угроз, интернет-травли и педофилов, которые заманивают детей в соцсетях. Для школьных библиотек, куда во вторую очередь (после классов информатики) провели интернет, все это более чем актуально. И библиотекарям остро нужны советы - как же с этим сетевым ужасом управляться? Ведь на них лежит не только ответственность за то, на какие сайты заходят читатели с компьютеров в библиотеке. Зачастую именно к библиотекарям приходят за консультацией в интернет-сфере учителя и родители.

Предупрежден - значит, вооружен, именно в этой логике и рассуждал Урван Парфентьев.

По его мнению, привычный нам метод составления списков не работает, потому что Сеть меняется каждый день. А значит, все списки, как белые, которые работают по принципу «запрещено все, что не разрешено», так и черные с их принципом «разрешено все, что не запрещено», по сути устаревают, едва их написали. А постоянно обновлять их очень трудоемкий процесс.

Не спасает и контент-фильтрация, которую используют на своих домашних компьютерах родители.

- Дети умны, и дадут нам сто очков вперед, - заметил Урван Урванович. - Они не будут заходить на запрещенные сайты с родительского компьютера, они используют смартфон (который для этого выпросят у родителей). А мобильный интернет сегодня вообще никто не фильтрует.

Причем опасность таится даже не в порнографии. Гораздо опаснее пропаганда наркотиков, экстремистских и расистских идей, а также действия педофилов и разных интернет-мошенников.

Что же тогда делать? Не опускать же руки? Или, может, выдернуть кабель из гнезда и уйти в леса, как староверы Лыковы?

Разумеется, нет. На сайте «Центра безопасного интернета»http://saferunet.ru/ (сегодня он является полноценной энциклопедией кибер-угроз) выложены подробные рекомендации по поведению в сети, которым стоит научить ребенка. Там же работает анонимная «Горячая линия», на которую можно обратиться, если вы столкнулись с противоправными действиями или контентом в сети.

Кстати, один из проектов, выросший из работы «Центра безопасного интернета» - это сайт «Не допусти!» (http://nedopusti.ru/) по поиску пропавших детей.

А ещё библиотекари читали. ФГОС. И буквально по шагам разбирали, что написано в тексте, как это касается библиотек, что из этого следует и какие перемены должны происходить в их работе. Вели лекцию ( а скорее - дуэт-семинар)«Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нём библиотеке, работающей с детьми?» Ольга КОЗЛОВА, старший преподаватель МИОО, редактор рубрики «Методический день» в журнале «Библиотека в школе» и главный редактор этого журналаОльга ГРОМОВА.

День школьного библиотекаря всегда был интересен широтой заявленных тем. Это неудивительно, ведь к библиотекарям со всех сторон стекается море информации и в этом море кто-то должен находить нужные дороги. Поэтому совершенно естественно, что день начался с обсуждения задач, которые ставит информатизация общества перед библиотекой, а заканчивался обзором новинок и тенденций современной детской литературы. Как же без них? Это же библиотекари...

Лекцией «От апреля до апреля. Обзор новой литературы для детей и подростков», которую вела литературный критикКсения МОЛДАВСКАЯ, и завершался марафонский день.

Ксения Александровна рассказала о финале третьего сезона Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» http://kniguru.info. Конкурс учрежден Роспечатью и «Центром поддержки отечественной словесности» в целях поиска «новых литературных произведений для юных читателей; рукописей и книг, которые бы адекватно отражали современный мир, переживания и чаяния современного подростка». И вот уже третий год взрослые эксперты совместно с подростками отбирают лучшие тексты современных писателей.

- Многие говорят, что подростки не читают, - заметила Ксения Александровна. - Это глупость, забудьте. Они читают, много читают, спорят и думают, и перед вами их выбор.

Это настоящая современная детская и подростковая литература, та самая, которой «как бы у нас нет», и пишут ее современные молодые писатели. И пишут хорошо. Например, «Волки на парашютах» Аси Петровой, которые были отмечены в прошлом сезоне «Книгуру», вошли в список Мюнхенской детской библиотеки. Ежегодно сотрудники этой библиотеки отбирают 250 лучших книг для детей и юношества со всего мира.

Ксения Молдавская назвала еще много имен и названий книг: и наших, и переводных. Тех, кого волнует тема современной детской литературы стоит читать вкладку «Остров сокровищ» в журнале «Библиотека в школе» (http://lib.1september.ru/), сайты «Библиогид» (http://bibliogid.ru/), журнал «Переплет» (http://vpereplete.org/) и, конечно, заглядывать на сайт конкурса «Книгуру» (http://kniguru.info). Торопитесь - до конца сентября вы можете скачать тексты финалистов этого сезона с сайта конкурса. А к именам в шорт-листах и лауреатам прошлых лет стоит обязательно присмотреться: очень может быть, что это будущая классика русскоязычной детской литературы.

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон