Рейтинг@Mail.ru

15.04.2013

14 апреля — День учителя английского языка

Педагогический марафон 2013

Любое знание повышает степень свободы человека, а знание английского – вдвойне. И люди, пришедшие в этот день на марафон, не просто учителя, преподающие один из предметов школьного цикла, а те, кто стремится поделиться со своими учениками радостью свободного владения языком.

Важно научить молодое поколение читать в оригинале интереснейшие книги, статьи, общаться с теми, для кого этот язык родной. Но еще надо подготовить своих учеников к успешному прохождению выпускных экзаменов. Не удивительно, что наибольший интерес у педагогов вызвали темы, посвященные обучению и аттестации школьников в условиях новых ФГОС - они набрали наибольшее количество слушателей и проводились в самых больших аудиториях. Многие лекции проводились представителями издательств, своевременно выпустивших необходимые учебники и методическую литературу.

Лекцию «Итоговый контроль предметных умений по иностранному языку в 5-х классах в рамках перехода на ФГОС» прочитала Каринэ Махмурян, профессор, зав. кафедрой ИЯ МИОО, почётный работник общего образования, член президиума научно-методического совета Минобрнауки РФ. Она констатировала: новые стандарты были апробированы в начальной школе, со следующего учебного года в основную школу приходят совсем другие ученики. По мнению Каринэ Степановны, будущие пятиклассники гораздо более развиты, чем их сверстники, учившиеся по прежним образовательным стандартам. Следовательно, и требования к ним должны отличаться от тех, которые были несколько лет назад, и методики работы нужно применять новые. Кроме того, она отметила, что современные дети активно используют для изучения английского языка интернет-ресурсы, они имеют возможность слушать песни, смотреть фильмы, поэтому им легче понимать иностранную речь.

Интересную методику работы с английскими песнями показала на своем мастер-классе«Использование музыки на уроках английского языка» Фрэнсис Вэстбрук, атташе по вопросам преподавания английского языка в России из посольства США в Москве. Она не стала углубляться в теорию, а провела модельное занятие с учителями. Перед первым прослушиванием песни на английском языке пояснила значение ряда ключевых слов. Пояснила, а не перевела: во время занятия она не произнесла ни слова по-русски. И предложила три вопроса, на которые аудитории предстояло ответить, то есть сфокусировала внимание «студентов» на реперных точках. Все слушали, естественно, очень внимательно. Песня была представлена слушателям в виде совокупности ряда куплетов, между которыми были вставлены паузы приблизительно по две секунды каждая: достаточно, чтобы отметить окончание куплета и не упустить мелодию и ритм песни. Перед вторым прослушиванием задание усложнилось. Группам «студентов» были розданы тексты этой песни в виде куплетов, напечатанных на отдельных листочках, которые нужно было после прослушивания сложить в правильной последовательности. И снова - предельное внимание. Перед третьим прослушиванием - тексты песни с пропущенными словами, которые нужно было внести… В общем, после работы над этой песней хотелось напевать ее до конца дня.

О том, как сочетать классно-урочное обучение английскому языку и использование интернет-ресурсов, рассказал Дункан Кристлоу - «Online and Blended Learning in Modern ELT» - значилось в программе. В Кэмбриджском университете ведется разработка специальных методик, согласно которым учитель выходит в позицию тьютора, помогающего школьникам сориентироваться в информационном поле всемирной сети. Эта работа учителя, по мнению лектора, очень интересная: педагог интегрирует, мотивирует, объясняет и, несомненно, в будущем эта работа станет самой важной в образовании. Тони Халл, преподаватель английского языка стипендиальной программы «Офис английского языка», предложила методику работы с идиомами на мастер-классе «Обучение идиомам: что в них особенного?» Все присутствующие не только обогатили словарный запас, но и узнали, как искать английские идиомы в интернете - www.idiomquest.com/idioms, http://esl-bits.net/idioms/index.htm - и научились работать с ними на уроках.

В общем, все присутствующие показали друг другу и себе, что они на практике занимаются тем, чему учат других: Practice what they preach. Сегодня прослушивание большого количества английской речи в интернете повышают у школьников уровень прохождения аудирования при сдаче экзаменов, но их знание грамматики при этом почти не улучшается - в этом уверена заслуженный учитель России Татьяна Кузнецова, которая проводила лекцию«Good knowledge of grammar and vocabulary leads to successful writing», разъясняла, зачем нужна грамматика. Она предложила свой способ обучения, называется «Мешок со словами»: в течение урока идет работа с одним словом, вытянутым учениками из мешка. Но оно используется в максимально возможном количестве речевых оборотов, что позволяет ученикам сделать это слово навсегда понятным, своим.

О том, как во время языковых олимпиад проверяется знание языка, рассказала профессор факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова старший методист издательства Кембриджского университета Людмила Городецкая. Ее лекция«Подготовка школьников к всероссийской олимпиаде по английскому языку» заинтересовала не только тех, кто регулярно отправляет своих учеников на олимпиады российского уровня, но и всех, кому приходится составлять задания для внутришкольных олимпиад. Однако во время интервью она отметила, что выучить иностранный язык в совершенстве, не прожив в стране, где на нем говорят, хотя бы несколько месяцев, могут только самые талантливые люди. Но у всех ли существует такая возможность?

Джейсон Брэгдон в лекции «The limits of my language means the limits of my world» (Ludwig Wittgenstein): Promoting Student Success Through Cultural Exchange» рассказал о программе FLAX, которая позволяет любому школьнику России пожить в Америке в течение целого учебного года. Участие в этой программе бесплатное, для участия в ней необходим лишь стартовый уровень знания английского. При этом желающие в ней принять участие должны показать, что они готовы к коммуникации и хотят понять традиции чужой страны. Дети живут в приемных семьях, учатся в обычных школах, выполняют волонтерскую работу. Чтобы участвовать в отборе на эту программу, необходимо совсем немного: паспорт, фото и разрешение от родителей. Повысить знание языка могут и педагоги.

О том, как это сделать, рассказали члены ассоциации учителей английского языка Москвы Юлия Клименова иИрина Ишхнели. В Российской Федерации на сегодняшний день существует 57 ассоциаций преподавателей английского языка. Американская программа IVLP (International Visitor Leadership Program), организованная посольством Соединенных Штатов в России, номинирует самых активных членов этих ассоциаций на поездку в Америку. На сайте http://elt-russia.ning.com побывавшие на стажировке педагоги делятся своими впечатлениями, рассказывают об американских школах. И все-таки главной возможностью в этот день была возможность слушать блестящие лекции на английском языке и так повышать уровень владения им. А тем, кто не сумел побывать сегодня на марафоне, - слова главного редактора журнала «Английский язык (English) - Первое сентября» Алены Громушкиной, сказанные на открытии Дня: - Будьте оптимистами! Keep smiling!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон