Рейтинг@Mail.ru

26.03.2014

26 марта — День школьного психолога РФ

Педагогический марафон 2014

День школьного психолога начался с разговора на тему, которая волнует каждого родителя, педагога и психолога, - непослушные дети. Кто не слышал от родителей фразу: «Мой ребенок неуправляемый»? Как быть психологу в этой ситуации?

Ведущая мастер-класса «Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы» Марина Чибисова, кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор журнала «Школьный психолог», предложила для начала подумать над другим вопросом: а должен ли ребенок быть послушным? Поможет ему послушание в жизни быть успешным и счастливым? А что поможет?

Зал отреагировал моментально:

- Упрямство… уверенность…инициативность.

- Как видите, послушания в этом перечне нет, - резюмировала Марина Юрьевна. - В то же время мы понимаем: психологически здоровый, адекватный, адаптированный к социуму человек умеет следовать определенным правилам. И значит, вопрос не в том, чтобы воспитать послушание, а в том, насколько ребенок понимает, где он свободен поступать так, как ему хочется, а где границы этой свободы. И тогда задача психолога - помочь родителям создать для своего ребенка такую поддерживающую среду, чтобы он учился видеть пространство собственной свободы и уважать свободу других. Вот если таким образом - через вопрос «зачем» - смотреть на проблемы ребенка, работа с родителями становится более понятной.

Одновременно во втором зале шел мастер-класс кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Марины Битяновой «Психологическая помощь педагогическому коллективу на этапе слияния образовательных учреждений». Очевидно, что при слиянии разных школ встает задача соединения двух коллективов в один, в идеале - о формировании сообщества педагогов на основании общих ценностей и смыслов. В психологии разработаны различные игровые и тренинговые методики, но начинать надо, как утверждает Марина Ростиславовна, не с них. Тренинги эффективны в тех группах, где уже созрел запрос на обучение определенным навыкам, скажем, навыкам работе в команде. А пока такого запроса нет (на начальном этапе слияния) необходима другая работа, связанная с проговариванием ценностей, рефлексией, осмыслением нового опыта. В частности, стоит поговорить о том, почему сплочение педагогического коллектива строится именно на определенных ценностных основаниях и о том, как это важно для каждого учителя, для детей. Известно, что в школах, где работают сплоченные педагогические коллективы, дети, как правило, присваивают ценности учителей. Еще один эффект: рефлексия ценностных конфликтов, скажем, конфликта нескольких ребят с учителем-предметником. Когда взрослые обсуждают такого рода конфликты, а потом кто-то из педагогов приходит в класс и говорит: «Вы знаете, это было очень непростое для меня решение, но я поддержала вас» - ребята получают уникальный жизненный опыт.

Тему сплочения продолжил Олег Хухлаев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». Он провел мастер класс «Обучение во взаимодействии: психолого-педагогическая технология сплочения школьного класса». На мастер-классе О. Хухлаев познакомил коллег с технологией «Мозаичный класс», которая позволяет сделать атмосферу в классе более гармоничной. Эта технология была разработана в рамках подхода «обучение через сотрудничество» в начале 70-х годов профессором университета штата Техас Э. Аронсоном и базируется на двух главных принципах. Первый принцип прост: вместе мы знаем больше, чем знает каждый из нас. А второй принцип звучит так: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих целей. Ведущий акцентировал внимание на том, что подобные идеи высказывались и отечественными педагогами, в частности Павлом Блонским, но не были технологизированы и не получили широкого распространения в школьной практике.

Конечно, без разговора о введении ФГООС в этот день не обошлось. На проблемном семинаре «Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД», который провела педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Анастасия Кузнецова, в аудитории не было незанятых мест.

Большой интерес гостей марафона также вызвал мастер-класс кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Алексея Обухова v«Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка». Алексей Сергеевич продемонстрировал фильм: уникальные документальные кадры, демонстрирующие стратегии современных детей в ситуации неопределенности (при встрече с незнакомыми, новыми вещами). Оказалось, дети различаются по своей чувствительности к новому. Есть ребята с высокой чувствительностью к новизне, а есть те, кому она не присуща, однако они способны идти вслед за проявившимся у сверстников интересом, поддерживать и развивать начатую другими детьми исследовательскую деятельность. Это различие не учитывается в школьных практиках.

…И в целом: в этот день было сказано и показано столько интересного! Например, технология метафорических карт, которые помогают усилить эффективность многих психологических методов. Ее представила кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии воспитания МИОО Екатерина Мухаматулина на лекции «Метафорические карты в работе практического психолога». А психолог-консультант, методист научно-производственной фирмы «Амалтея» Евгений Завьялов выступил с сообщением «Технология функционального биоуправления на основе аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью (БОС) в психолого-педагогической практике образовательного учреждения». Комплексы с БОС позволяют учить детей и взрослых самостоятельно регулировать психофизиологическое состояние организма, в том числе, дыхание, температуру тела, мышечный тонус. Этот навык помогает справляться с самыми различными проблемами, например, с речевыми нарушениями, психоэмоциональными расстройствами, со стрессовыми ситуациями.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон