Рейтинг@Mail.ru

27.03.2014

27 марта — День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов и ЛФК РФ

Педагогический марафон 2014

Желающие попасть на мероприятия этого дня выстраивались в очередь за два квартала от МПГУ – ничего себе! Вот, оказывается, какие знания у наших педагогов в дефиците!

На лекции «Инновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ (аутизм, ДЦП, дизартрия)» Снежаны Танцюры, кандидата педагогических наук, учителя-логопеда высшей категории и главного редактора журнала «Логопед», люди стояли вдоль стен, у входа, устраивались перед экраном прямо на полу. - Нам может не нравиться, что в обычный класс попадают дети с ОВЗ, но изменить в этом мы ничего не можем. Все, что мы можем сделать, это принять ребенка все сердцем и пойти к нему навстречу. Будем смотреть правде в глаза: аутисты поначалу не нравятся педагогам и логопедам. Несмотря на высокий потенциал, они не могут раскрыть себя в рамках привычного учебного процесса. Чтобы мотивировать ребенка и сформировать у него адекватное поведение, применяется комбинированная методика: и очные, и дистанционные занятия.

Снежана Юрьевна показывает видеоролик. По одну сторону экрана веселится ребенок: убегает, прибегает, занимается своими делами. Рядом, готовая в случае чего вмешаться, сидит его мама. По другую сторону экрана - учительница, которая очень громко, на возвышенных тонах, пытается обратить на себя внимание ученика: - В какую игрушку больше всего девочка любила играть? Скажи, в какую? Давай я тебе напишу, а ты вставь буквы! Но вот учительница что-то пишет на компьютере, ребенок подходит к клавиатуре и тоже щелкает клавишами... и диалог устанавливается! Как тут без железной выдержки? Другой ролик, демонстрирующий на этот раз проверку ребенка на чувствительность и логопедический массаж: четырехлетняя девочка три раза не может с закрытыми глазами уследить, когда колючая щетка коснется ее локтя. Хитрит, подглядывает. В зале - умиленный смех. - Видите, и специального массажа дети боятся гораздо меньше, чем некоторые думают! Возможно, профилактические занятия в раннем возрасте могли бы решить все проблемы. - Не выключайте, пожалуйста - педагоги с восторгом смотрят на трудного ребенка, а это уже немало.

Методическую копилку педагога изрядно пополнила логопед, кандидат педагогических наук, Татьяна Ланина на мастер-классе «Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста». На собственном артикуляционном аппарате показывала, как развивать дошкольника через игру, через забаву. Все это длилось полтора часа: - Отводим ребенка в ванную и предлагаем поиграть с водой. Пусть набирает в рот воды, нажимает себе на щеки и пускает фонтанчики… А на лекции Екатерины Сусловой, логопеда и руководителя портала «Мерсибо» под названием «Дети и компьютерная среда» была предложена целая коллекция новых интерактивных игр, библиотека разнообразных звуков для каждого логопедическая случая, а также рекомендации для тех, кто сам собирается разработать для себя интерактивные пособия.

Действующий инструктор по детскому фитнесу, преподаватель физической культуры в московском педагогическом колледже №5 Елена Пенчева на занятии «Йога на уроках в школе: модно или полезно?» рассказала о йоге на уроках. Выяснив, что из всего зала лишь четверо понимают, что такое йога, она провела небольшой ликбез. Сочетание физических, психических и духовных практик, поиск внутренней гармонии…педагоги насторожились: не слишком ли сложно? - Для детей рекомендуется курс адаптированной хатха-йоги, - успокоила собравшихся Пенчева, - она проще, и дети легко ее усваивают.

Тем не менее, до практической части многие педагоги не досидели. А те, кто похрабрее, через несколько минут под руководством инструктора начали принимать различные позы. Выяснилось, что так и учиться можно: - Ну-ка, кто подсчитает число треугольников, которые образовывает ваше тело при этой позе? Сколько острых углов, сколько прямых? Как перейти от асимметричной фигуры к симметричной? - не уставала спрашивать Елена. Она давала возможность почувствовать, как собственное тело становится конструктором. Если махи и растяжки не имеют для ребенка никакого значения, поза «собаки, воющей на Луну», точно заинтересует.

Но настоящий ажиотаж вызвал мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников» Ларисы Прохоровой, инструктора по физкультуре в детском саду №14 «Ладушки» города Конаково Тверской области. - Наша задача - научить детей слушать музыку, - объясняет Лариса Александровна, - в средней группе они просто ходят по кругу под музыку, или ползают, или бегут. Со временем мы снабжаем их большим запасом танцевальных движений, но это происходит даже не за один год, а через огромное число повторений, изо дня в день, по чуть-чуть. В танцевальной гимнастике нельзя требовать быстрого результата, как и нельзя выработать четкую методику, подходящую для всех. Под руководством инструктора педагоги с удовольствием топали, хлопали, делали «змейку» и веселились от души. - Приятно прихватить с собой пару новых движений, - призналась одна смешливая учительница, - Для детей, и для себя! Тему продолжила доктор биологических наук, профессор МИОО Наталья Панкова на обучающем семинаре «Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды». - Факторов риска для здоровья ребенка - масса, начиная от общей экологической обстановки и не вовремя начавшейся весны, и заканчивая политическими особенностями страны, в которой мы живем. В школе свои факторы риска, и в особенности - гиподинамия. А ведь даже бактерии и вирусы нуждаются в энергии, воде и возможности передвигаться! Ту же мысль проводила и Ольга Шклярова, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ. Ее лекция «Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО» имела большой успех. - Сбережение здоровья ребенка - не альтернатива имеющейся системе, а ее неотъемлемая часть. Стрессовая педагогическая тактика противоречит новому стандарту, от нее пора отвыкать. Пока вы не создадите нужную, спокойную, комфортную среду, нельзя говорить о какой-либо культуре здорового образа жизни. Программа ФГОС по сбережению здоровья ребенка - примерная, конкретику продумывает каждый педагог и директор школы на основе проблемно-ориентированного анализа своей ситуации. Но одно остается верным: школа должна быть зоной минимального стресса и максимального экологического комфорта. - Дизайн и психологическая атмосфера в классе не регламентируются СанПинами, но имеют не меньшее значение. Школа должна быть красивой! - призывала Ольга Анатольевна.

Опыт практиков - традиционно любимый жанр марафонских дней. Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Диана Роснач рассказала о своем опыте работы обучения детей с нарушениями слуха в массовой школе. И вот уже слабослышащие выпускники школы №937 сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы - ну чем не чудо? - Медицинская техника у нас все лучше, а звучат дети все хуже, - рассказывает Диана Юрьевна. - Все-таки не в технике дело, а в том, что мы ничего не требуем ни от себя, ни от слабослышащих детей. Тут речь должна быть самоцелью. Если мы ждем от ребенка, чтобы он зазвучал, то он зазвучит. В этом, по словам эксперта, и заключается тонкость работы дефектолога и судропедагога: не идти легким путем языка жестов, а объяснить ребенку, что со слышащими он может и должен именно говорить. А как иначе дать ему всю полноту дальнейшей жизни? - Бывает, что ребенку говорить, строго говоря, нечем. Зубов нет, нёбо рассечено, а все равно ему лучше стараться, а не учиться по усеченной программе. Бывает, что к нам приходят дети без единого звука и все-таки начинают общаться. Кстати, со здоровыми детьми у них прекрасно складываются отношения. Никогда еще я не слышала упрека «ты глухой». Все детские разборки у нас в школе происходят на равных. И вот любопытное замечание: индивидуальная работа со слабослышащими не приносит успеха. Диалоги за столом неэффективны, нужна реальная ситуация общения. Методист МГППУ, кандидат педагогических наук Артур Хаустов провел обучающий семинар «Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра». Семинар настолько захватил участников, что лектора долго не могли отпустить после окончания семинара. К молодому специалисту выстроилась целая очередь: - Помогите, у меня такой случай… А что, если не получается… Как лучше устроить процесс для такого ученика? - вопросы сыпались как из рога изобилия.

Член совета директоров Российской ассоциации дислексии Наталья Свободина в лекции «Нужен ли логопед сегодняшнему образованию?» поставила вопрос ребром: - Известны случаи: директор школы, посидев на уроке логопеда, решает, что все учителя так могут, и сокращает ставку. Администрация школы вопрошает: что вы там делаете, за что вам столько платят? В детском саду логопед отказывается корректировать речь ребенка: они только выявляют… Не так давно мы провели опрос среди логопедов по всей России, и выяснили, что случаи нарушения речи наших детей растут, как раковая опухоль. Из двадцати шести регионов нам сообщили, что в первые классы приходят до 90% детей с нарушениями. В среднем по стране - около сорока процентов первоклассников оказываются в группе риска. С нарушениям письма и речи - около половины всех наших второклассников. А дисграфия и дислексия в России до сих пор исправляется на полулегальных началах…только логопед в поликлинике может констатировать нарушение…Основная причина нынешних речевых отклонений - дизартрия (ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция - А.Ч.). Дети вообще мало говорят. Выросло целое поколение дизартриков, окончивших школу. Это кого-то волнует?

И уже под занавес дня, на семинаре руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ Елены Самсоновой «Инклюзивное образование в современных условиях» зазвучали самые острые, болезненные проблемы. Эксперту не дали дочитать лекцию - сразу посыпались вопросы: - Что делать, если образовательный холдинг при объединении включил в себя коррекционную школу и вам ничего не остается, как работать на новых условиях? В новом законе об образовании нет понятия «школа восьмого вида», а дети с умственной отсталостью есть… - Ставки дефектолога в школе нет, логопеда вот-вот сократят, как работать? - Половину детей из коррекционной школы просто невозможно включить в общеобразовательный процесс! - А родители? Они не хотят признавать, что у детей какая-то проблема, не слушают учителя! - Спокойно, - удерживает публику Елена Валентиновна. - Есть постановление, согласно которому, несмотря на все подвижки в инклюзивном образовании, коррекционные школы не должны исчезать. И пусть мы замечаем, что таинственным образом школы восьмого вида исчезают с карты России, рано или поздно за это придется отвечать директорам образовательных организаций. Есть плюс в том, что в холдинг попала коррекционная школа - это значит, что ее программа появится на сайте холдинга, и принимать особых детей в обычные классы не придется. Трудности будут у тех, кто, объединившись, не поддерживает специальную программу.

…А в финал отчета хочется поставить доклад профессора факультета психологии МГУ Николая Пряжникова «Профессиональное выгорание в психолого-педагогической работе: причины, последствия и профилактика». Известно же: непросто и самому педагогу оставаться здоровым в современной школе. - Интуитивно все люди чувствуют, что их эксплуатируют. Бывает моральная, эмоциональная, финансовая эксплуатация - а учителям знакома и временная, когда их вовлекают в гонку вечных исполнителей, не дают минуты, чтобы опомниться и почувствовать себя полноценным профессионалом. Надо сказать, вечный исполнитель деградирует как личность. И другие психологические наблюдения: соблазн унизить другого, показать свое превосходство, создать коалицию против - это все сигналы неблагополучия. А позиция «ничего, еще придет и мое время», закрепляет эксплуатируемого в его незавидном положении. - Даже хорошему директору трудно устоять от соблазна придержать премию. Или нелепости расписания… многое делается для того, чтобы не дать учителю осознать свой успех. …Целый день педагоги странствовали из зала в зал, стремясь объять необъятное, понять, услышать, записать. Но и целого дня было мало.

Александра ЧКАНИКОВА
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон