Рейтинг@Mail.ru

28.03.2014

28 марта — День начальной школы (первый день) РФ

Педагогический марафон 2014

Начальная школа, как известно, стала первопроходцем в деле воплощения нового стандарта. Учителя должны были на ходу перестроиться, совершить качественный переход от одной системы педагогических координат к другой. Далеко не всем легко дался этот скачок. Многим до сих пор требуется серьезная методическая поддержка. Насколько актуален этот образовательный запрос учительского сообщества, можно было увидеть наглядно: на занятиях по этой теме собиралось больше всего участников Марафона.

Как, например, на лекции Проблемы современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО», которую читала Наталья Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая отделом начального образования ИСМО РАО, член-корреспондент РАО. Она говорила о том, возможно ли воплощение новых ФГОС в рамках урока и что необходимо в нем менять, чтобы приблизиться к стандарту.

Одно из фундаментальных изменений - деятельностная основа урока. На простых примерах было показано, чем традиционное «было» отличается от деятельностного «стало». Была направленность на ЗУНы, подготовка к будущей жизни, ценность результата (что надо сделать?). Вместо этого ценностью стало развитие личности, сосредоточенность на процессе (как ты будешь делать?). Было действие по образцу (запомнить и воспроизвести), теперь оно заменено на совместное конструирование образца, обсуждение и пошаговое выстраивание правильного действия. Была ориентировка на методы восприятия, теперь - на методы анализа.Урок, построенный по новым принципам, должен побуждать ученика самостоятельно пользоваться полученными знаниями. «Голова ребенка должна быть не хорошо наполнена, а хорошо устроена», - считает Наталья Виноградова. Чтобы добиться этого, нужно начинать с правильно поставленных целей. Планируя любую деятельность, в том числе и урок, необходимо задать себе несколько вопросов: что я хочу сделать (содержание), зачем (мотивация), как (последовательность шагов), чего хочу добиться (результат). Непременно нужно спросить себя: что должно отличать ребенка, выходящего с урока, от него же, но до начала урока. А общую суть ученической работы ведущая видит в «определении и устранении своего незнания».В новой педагогической реальности можно говорить о другой классификации типов уроков: сенсорный, поисково-исследовательский, репродуктивный - «куда ж от него денешься!», - объяснительный, творческий. При огромном числе глубинных и мелких отличий у всех типов есть общие структурные элементы: предъявление мотива, цель, совместная деятельность, контроль. Приводя реальные эпизоды в качестве примеров, Наталья Федоровна проанализировала особенности этих элементов. Например, комментируя работу с мотивом, она предложила отказываться от навязывания учебной задачи. Учитывая, что дети в начальной школе «правополушарники», мыслят образами, надо «будоражить их левое полушарие», предъявляя проблему, «противоречие между знаемым и искомым». Например, на уроке по изучению окружающего мира можно предложить детям вопрос: почему ежик осенью ищет яблоки? Пусть ребята выскажут свои гипотезы, обсудят все хоть сколько-нибудь реальные предположения, и только после этого учитель говорит: «А теперь давайте проверять, чья догадка соответствует действительности». Ответ можно найти в учебнике, и это будет мотивированное чтение. Не менее сложно входит в практику контроль и оценка, если перед ними должно стоять «само-». Для самооценки учитель должен готовить специальные задания. А контроль учителя становится аналитическим. В ходе урока не могут звучать оценочные суждения педагога, определяющего верный ответ. Лучше ограничиться репликами вроде: «Это твое мнение, послушаем других», чтобы в ходе обсуждения дети сами определяли, какой ответ, решение, вывод правильные.Еще одно направление работы над собой: совместная деятельность взрослого и ребенка. В этой сфере учитель занимает неоправданно большое пространство. Чтобы ребенок учился действовать самостоятельно, ему нужно предоставить эту возможность. Пусть ребята сами делятся на группы, выбирают руководителя и того, кто будет представлять результаты. Сначала будет немножко шумно и бестолково, но без этого дети никогда не научатся договариваться. В доказательство катастрофического неумения искать общее решение ведущая привела простой пример. Малышам в начальной школе давали задание: найти приятеля и вместе с ним раскрасить изображение варежек, один правую, другой левую. Оказалось, что договориться и раскрасить одинаково смогли меньше двадцати процентов первоклассников. К третьему классу эта цифра росла, но не достигала пятидесяти процентов. О коммуникативных навыках, об умении и желании говорить на важные темы шла речь на лекции «Требования ФГОС НОО по чтению, способы его реализации». Марк Беденко, преподаватель частной школы «Аист», рассказывал о том, как приглашая автора художественного текста в качестве собеседника, педагог может говорить с детьми на актуальные для них темы, не касаясь личных обстоятельств. Например, обсуждая движения души и поступки героев, дети чувствуют тонкие оттенки смысла. С опорой на текст проще обсуждать этические проблемы. В ходе такой работы дети учатся писать сочинения, высказывать свою точку зрения, анализировать побуждения героев, доказывать, почему они так считают. Общение через художественный текст наращивает требуемые стандартом качества естественно, без утомительных повторений-закреплений. Эта же мысль звучала и в лекции «Система оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС: основные подходы, процедуры, инструментарий», которую читала Марина Кузнецова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела начального образования ИСМО РАО. Нужно не натаскивать на итоговую аттестацию, а всесторонне развивать ребенка. Она напомнила, что требования к результатам обучения серьезно изменились. И привычный диктант, например, не может уже служить главным способом проверки знания по русскому языку. Сейчас в начальную школу входят новые средства мониторинга, в частности, оценивающие уровень метапредметных умений. Причем, методы проверки только складываются, принимаются разные модели, и список открыт. «Мы, как сообщество профессионалов, должны посмотреть, какие модели работают. Не надо обманывать себя, говоря все осталось по-прежнему, и схемы работы все те же», - напомнила ведущая под конец выступления. Однако в соседней аудитории на лекции «Обеспечение направленности внеурочной деятельности младших школьников на достижение метапредметных и личностных результатов» Елена Коннова, учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», автор пособий по математике, высказывала противоположную точку зрения. Она считает, что «компетенции, универсальные учебные действия - только новые слова. Мы и так все это делали». Ведущая сосредоточила свое внимание на особенностях организации внеурочной деятельности, которая должна стать дополнением к уроку, обеспечивать соответствие ФГОС. Формы работы и задачи у урочной и внеурочной деятельности, по мнению ведущей, одинаковые. Чему способствует внеурочная? Адаптации ребенка к школе. Она же создает условия для развития, для более гармоничного сочетания основных и дополнительных программ, позволяет выстраивать индивидуальную траекторию. Кроме того, вся работа за пределами урока должна быть ориентирована на воспитательный результат. Внеурочная деятельность станет обязательной составной частью школьной жизни уже в следующем году. Но даже внедренные в практику новые элементы входят в школу с разной скоростью. Как и предполагали с самого момента перехода, труднее всего учителям справиться с метапредметными результатами, универсальными учебными действиями. Поэтому, вероятно, лекция «Реализуем задачи ФГОС: формирование универсальных умений в рамках внеурочной деятельности», которую читала Александра Теплицкая, психолог-методист, сотрудник ЦПСО «ТОЧКА ПСИ» вызвала такой неподдельный интерес у участников Марафона. Ведущая предложила им для начала разобраться, что такое УУД и что такое «развивать». На понятных, «учительских» примерах она пояснила, что способам осуществления деятельности нужно учить примерно так же, как способу деления в столбик, например. Логическое действие «анализ» - это что такое? Для иллюстрации Александра Глебовна неожиданно попросила в качестве «учебного пособия» сторублевую купюру и предложила определить ее подлинность. После оживленного обсуждения и решения «Настоящая!» пришли к выводу, что в этом анализе был объект, цель, критерии, признаки подлинности, вывод. Для детей сотрудники ТОЧКИ ПСИ точно так же расшифровали содержание каждого УУД и составили алгоритм действий, подкрепив его последовательной цепочкой наводящих вопросов. Об алгоритмах шла речь и на лекции«ФГОС НОО: современные тенденции, проблемы и достижения», где Елена Булин-Соколова, доктор педагогических наук, говоря о многочисленных средствах и методах работы с детьми напомнила присутствующим, что продукт детского труда, творчества, исследования должен быть востребован окружающими и доведен до успешного воплощения. Только в этом случае ребенок набирает, накапливает алгоритмы успешной работы. И может использовать их в дальнейшем. Есть все основания предполагать, что это же можно сказать и об учителях, которые на протяжении всего Дня знакомились с успешными образцами работы в русле новых стандартов.

Елена Куценко
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон