Рейтинг@Mail.ru

04.04.2014

3 апреля — День учителя биологии РФ

Педагогический марафон 2014

Учителя биологии — особенные. Их предмет — жизнь во всей своей невероятной сложности, и ученики вслед за учителями продвигаются ступенька за ступенькой по этой лестнице живого, от генного и клеточного уровня до уровня эко и биосистем материков и океанов. Понятно, что подходить к изучению такого предмета механически, заучивая параграфы, просто бессмысленно. Именно поэтому почти весь день был посвящен проектной деятельности в школе.

Открывала день лекция «Проектная деятельность в основном звене школы», которую читала Марина Ступницкая, координатор проектной деятельности АНО СОШ «Премьер».

Марина Анатольевна кратко обозначила этапы проектной работы: проблематика, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако проект в понимании Ступницкой куда важнее, чем просто очередной файл в портфолио ученика или учителя. Проект - мощный образовательный инструмент, позволяющий ученику (особенно в подростковом возрасте) не просто осваивать важные компетенции, которые требует ФГОС. И не просто средство, позволяющее ученику осваивать методы поиска, анализа и синтеза информации, но - ключ к присвоению знания, формированию собственного жизненного опыта. А еще проект - это мощное поле самореализации для подростка, пространство, где он может утвердить себя. Тут и фантазия, и тяга к самостоятельности, и опыт совершенно иного взаимодействия с педагогом.

Как же построить такой проект, как выбрать его тип, как определить формат отношений с учениками - поддерживать, опережать их интерес или отстраниться и ждать, пока они сами обратятся за помощью?

Часть ответов вы можете найти на страницах журнала ИД "Первое сентября" «Школьный психолог»(http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702306), а можете лично задать вопросы Марине Анатольевне, записавшись на дистанционный курс Педагогического университета «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» (http://edu.1september.ru/distance/21/005/).

Тему проектов продолжил на лекции «Программы реализации индивидуальных проектов в рамках ФГОС и методики диагностики личностных результатов обучения при проведении полевых практик школьников» директор Дома научно-технического творчества молодежи и председатель Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»Александр Леонтович. Он посмотрел на проблему под другим углом. Новый ФГОС требует участия в проектах всех детей, а не только одаренных. И как строить свою работу педагогам в этих новых условиях? А если у самого учителя нет практики самостоятельных исследовательских работ? Этот формат кардинально отличается от формата работы на уроке, ведь проект каждый раз выполняется заново, здесь нет готовых форм и решений. Александр Владимирович заметил, опираясь на многолетний опыт наблюдений, что качественно выполнять учитель может пять-десять работ в год.

- Это значит вообще не работать, - возразили учителя. - Времени не остается ни на что! А если на две ставки работаешь и в сельской школе?

- Чтобы сделать проект, деньги нужны, - тут же подхватили в аудитории. - Лаборатория, материалы и так далее. Кто будет платить?

- Нет прямой связи между материальной базой и качеством проекта, - ответил Александр Владимирович. - Есть примеры очень сложных и качественных проектов «на коленке». И наоборот, масса случаев, когда хорошая аппаратура педагогами не используется. Главное - понимать принцип исследовательского подхода и задавать ребенку это направление. Поверьте, само худшее - если ваши дети массово будут скачивать проекты из Интернета, это значит - убить саму суть проектной работы.

Учителям и самим эта перспектива не нравилась. Но что делать, как выйти из этой вилки - с одной стороны однозначные требования нового ФГОС, с другой - катастрофическая нехватка временных и материальных ресурсов?

Один из выходов, заметил Леонтович, - проекты в формате практикума. Это наиболее реальный формат, где, с одной стороны, сохранена исследовательская составляющая, а с другой - найдена приемлемая и тиражируемая форма.

Но пожалуй, самым запоминающимся аккордом этого дня стала лекция «Генетическая детерминация реакции на стресс», которую читала Светлана Боринская, кандидат биологических наук и ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома, института общей генетики им. Н.И.Вавилова.

Чем удивителен Марафон - ни на одной другой конференции педагогов организаторы не выходят за заявленные рамки вопросов. Но образование, если понимать его расширительно, - очень многозначное слово. От звезд до клеток, от простейших навыков до человеческой души - все проходит процесс образования. Поэтому на Марафоне можно встретить уникальных людей из разных областей науки.

Светлана Боринская - ученый и известный генетик, заставила меня пожалеть, что мне не семнадцать лет: так остро захотелось, слушая ее, переменить жизнь, выучить биологию и поступить на биофак. В самом деле, если наукой XX века можно считать физику, то наука века XXI, без сомнения, генетика.

Острие научной мысли, пик поиска и открытий ощутимо сместился в сторону «наук о живом» - генетики, медицины, нейробиологии. Светлана Боринская рассказывала вещи удивительные. Зал, затаив дыхание, слушал о клеточных механизмах влияния стресса на организм - как постепенно хронический стресс его разрушает, без мистики и неких «мифических нервов», просто как часы: при стрессе выбрасывается адреналин, он повышает давление, суживает сосуды, увеличивает сердцебиение - все это эволюционно обусловлено, все это нужно нам, чтобы бежать, драться, выдерживать нагрузки. Но если стресс хронический, то он буквально расшатывает кровеносную систему - как становится неисправен водопровод в доме, если все время держать давление в трубах выше нормы. Итог один - протечка или разрыв трубы. В переводе на язык медицины - инфаркт.

А чего стоит абсолютно доказанная связь между тем, сколько ребенка любили в детстве и уровень устойчивости (или склонности) к депрессиям во взрослом возрасте? Один из главных факторов, создающих наше настроение - гормон серотонин. Есть фермент - транспортер серотонина. Каждое живое существо испытывает стресс при рождении, и этот стресс тормозит выработку фермента. Но! Если детеныша (а опыты ставились на мышах, от которых мы не так далеко ушли) мама регулярно вылизывает и ухаживает за ним, то блокировка снимается и серотонин поступает в мозг в норме.

Те же результаты показали и исследования людей с тяжелыми формами депрессии - у всех затруднена транспортировка серотонина, и у всех были большие проблемы в детстве.

Поразительно, как очень многим психологическим состояниям находятся вполне биологические объяснения, но еще более поразительно, что они ничуть не противоречат эмпирическому извечному опыту человечества. Разве открытие, что материнская любовь лечит, уберегает и дает силы? Нет, но теперь есть научное подтверждение тому, о чем знали все матери мира от начала времен: чаще ласкайте своего ребенка, и он вырастет счастливым.

А марафон продолжается, колесница знания движется вперед!

Алексей Олейников
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон