Рейтинг@Mail.ru

11.04.2014

10 апреля — День школьного и детского библиотекаря РФ

Педагогический марафон 2014

В библиотеке всегда тихо, там живет сосредоточенная мысль, там учатся не просто работать с книгой, как источником информации, но учатся видеть в ней ключи к пониманию себя и мира. Может быть, поэтому День школьного и детского библиотекаря прошел в такой же спокойной и уверенной работе — его участники знали зачем и для чего они пришли.

Открывала этот день презентация "Роман взросления в литературе «12+»: о чём он сегодня? Представление книги О.К.Громовой «Сахарный ребёнок», которую выпустило издательство «КомпасГид».

Книга из разряда непростых и сегодня особенно актуальных; книга о детстве ребенка, репрессированного вместе с матерью. Документальная история Стеллы Нудольской, которая в возрасте пяти лет вместе с мамой оказалась в лагере как дочь врага народа.

По сути, сегодня у нас всего две современных книги об этом времени, адресованные детям: «Сталинский нос» и «Сахарный ребенок». Книга, которая говорит о самых трагических страницах нашей истории, и о ней нельзя умалчивать. Иначе зона умолчания разрастается, поглощает все большее пространство и затягивает наших детей, заметила ведущая Екатерина Асонова, семейный педагог, методист отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства МГПУ. Аудитория была согласна - нужно говорить, нужно читать, но как подойти с такой книгой к детям? С какого возраста? Как построить работу с юными читателями? Нужна ли методичка по работе с такими книгами?

- Обсуждать можно начиная с пятого класса, - отреагировала Екатерина Асонова. - Если у вас хороший контакт с детьми. Оптимально - класса с шестого.

Ольга Громова, которая выступала в качества автора и, одновременно, в качестве главного редактора журнала «Библиотека в школе -Первое сентября», была категорична - никаких методичек не нужно, нужен «инстинкт» библиотекаря, который идет по следу понимания книги вместе с детьми.

- Работу построить можно очень просто, - говорила Ольга Громова. - Прежде всего, надо читать, читать детям и читать вместе с детьми. В «Сахарном ребенке» маленькие главы и каждая из них - отдельная история. Их легко делать темой отдельных занятий.

Однако это методика, ее эмпирически нащупает любой активный библиотекарь. Открытым остался вопрос - как заинтересовать учителей? Очень распространенная ситуация, сетовали библиотекари, когда детям нравится, дети хотят читать и обсуждать, но все разбивается о безразличие учителей, которые часто не в силах тянуть еще и эту нагрузку.

На презентации "Знакомьтесь: библиотечная Фран¬ция!" координатор отдела книги медиатеки Французского института в Москве Мари Шоффю рассказывала об устройстве библиотечного дела во Франции - зал был полон!

Во Франции библиотекари проходят обязательный устный экзамен при поступлении на работу, соискателям предлагается три направления - работу в публичных библиотеках, в научных библиотеках и в справочных центрах учреждений образования.

Во французских государственных библиотеках есть три категории служащих - хранители библиотек, библиотекари и служащие категории С (самой низкой категории и самой малой оплаты), у которых смешанные функции. На них, по сути, все и держится.

Есть и территориальные (муниципальные в нашем смысле) библиотеки: те, которые управляются коммунами и библиотеки департаментов. Их существование зависит от доброй воли местной административной власти. Есть и библиотеки с особым статусом - например, парижские библиотеки. Есть и такая интересная форма, как больничные библиотеки - они появились еще в XVII веке, а получили особенное развитие в 50-е годы прошлого века. Там свои проблемы - фонды маленькие, площади крохотные, обновляются редко. Та же ситуация и с тюремными библиотеками, но там нет даже библиотекарей - управление в руках заключенных. Но главная черта библиотечной системы Франции - противостояние между государственными и муниципальными библиотеками. Регионы и муниципалитеты обладают довольно широкой автономией, в том числе и в вопросах культуры, поэтому библиотекари невольно вербуются в ряды сторонников или противников госполитики в этой сфере.

Есть и своеобразные «кентавры» - библиотеки со смешанным статусом, государственно-территориальные. Как правило, их статус определен государством, а финансирование идет по линии администраций территорий.

Какие же задачи и вызовы стоят перед французскими библиотеками? Задача историческая - оценка и хранение национальной истории, задача информационная - предоставление услуг, и, разумеется, образовательная задача. Есть и сильное влияние англосаксонской модели, которое испытывают и наши библиотеки - так называемая модель «библиотеки как места для жизни». Это и понятно - библиотеки Франции, как и библиотеки всего западного мира, ощущают падение читательского интереса. Только за период с 2005 по 2007 годы территориальные библиотеки потеряли более 5% читателей. Поэтому с 80-х годов прошлого века идет тенденция по трансформации библиотек из книгохранилищ в места общения и времяпрепровождения. Что меняет как саму профессию, так и архитектуру библиотек. Другая тенденция - библиотека идет навстречу читателю. Так, например, в городе Гавр закрываются традиционные библиотеки, а вместо этого открывается сеть малых читален в общественных местах, вокзалах, отделениях почты.

Конечно, куда же без Интернета. Французские библиотекари идут в ногу со временем, взять хотя бы проект «Галлика» - это цифровое хранилище всей франкоязычной литературы, своеобразная галльская версия Ноева ковчега культуры. Архивные документы, периодика за два с лишним века, оцифрованные раритетные издания и многое другое.

Старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина привлекла огромную аудиторию своим обзором «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков». Этот интерес неудивителен - сегодня библиотекари испытывают огромный информационный голод, они остро нуждаются в квалифицированной книжной критике и грамотных обзорах детской литературы.

Известно, что сейчас в России книжный бум, сегодня издается больше книг для детей, чем когда-либо, но если взглянуть на тиражи, энтузиазм исчезает. В одной Москве около 500 тысяч школьников старше 11 лет. 80% издательств сосредоточенно в Москве же. Но средний тираж детской или подростковой книги - 3-5 тысяч экземпляров. Сами понимаете, что шансы не просто прочесть, а даже узнать об интересной книге - малы. Здесь на помощь и должны прийти библиотекари.

Мария Порядина подробно осветила все наиболее интересные новинки, вышедшие за год, рассказывать обо всех - значит превратить репортаж в обзор книжного каталога. Можно лишь выделить наиболее значимые издания (памятуя о том, что всякий выбор субъективен). Стоит, например, обратить внимание на переиздание «Дневника Кости Рябцева» Николая Огнева - это замечательно смешная книга о детстве ребенка 20-х годов; на жизнеутверждающую повесть «Мандариновые острова» Николая Назаркина. Книга, которая, несомненно, придется по сердцу каждому библиотекарю - «Смерть мертвым душам» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского. Сюжет повести разворачивается в школьной библиотеке, где графоманская литература пытается захватить мир, а читатели вместе с библиотекарями отстаивают свое право на чтение. Не забудем и «Мороженное в вафельных стаканчиках» Марии Ботевой - чудесную реалистическую прозу с нотками абсурда, прозаическую повесть Станислава Востокова «Фрося Коровина» в традициях Коваля и Сергея Иванова. Все это живая, дышащая, настоящая проза. А «Битвы по средам» Гарри Шмидта - о борьбе ученика и учительницы, которая (как ему кажется) хочет его сжить со свету? А «Мертвец» и «Облачный полк» Эдуарда Веркина? Очень характерная и узнаваемая проза этого автора никого не оставит равнодушным. А «Библия в SMS-ках» Аи Эн?

На круг, если оглянуться, за прошлый год вышло очень много хорошей прозы, о которой, к сожалению, не все знают. Что же делать? Искать самостоятельно в просторах мировой сети, например, на таких сайтах, как Библиогид, Папмамбук, Кидридер.

К тому же есть и платформа Живого журнала, где существуют и развиваются сообщества, посвященные детской книги. Этой проблемы частично коснулась независимый литературный критик Ксения Молдавская в лекции «Социальные сети как рабочий инструмент библиотекаря, или Почему колбасу скальпелем не режут». Так, сообщества chto_chitat и detskoe_chtenie посвящены детской книге, новинкам детской литературы. 5 razvorotov - сообщество, где выкладывают пять разворотов свежекупленных книг и высказывают свои впечатления. Сообщество kidpix - посвящено детской иллюстрации, рассказам о художниках, сканам редких книг и рассказам о премиях детской иллюстрации. Есть сообщество kid_home_lib - это домашняя детская библиотека, где родители составляют библиографические списки по самым разным темам.

...Этот день закончился, но марафон продолжается. И закономерно, что завтра фокус внимания педагогического сообщества сосредоточится на литературе - потому что из библиотеки всегда уходят с книгой!

Алексей Олейников
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон