Рейтинг@Mail.ru

11.04.2014

11 апреля — День учителя литературы РФ

Педагогический марафон 2014

Литература – искусство, кто бы спорил. Но кто бы сумел так ее преподать? Красиво. Талантливо. Этично. Благородно. Организаторы Дня раздали учителям кучу авансов на этот счет.

С утра перед словесниками предстал педагог из Челябинского лицея №31, руководитель литературной студии, автор книги «Няня-поэзия». Он сам пишет стихи, прозу, сценарии, музыку, а главное - учит детей писать стихи. Мастер-класс Константина Рубинского «Почему сочиняющий ребёнок замолкает, взрослея» вдохновлял и учил: цели у детей, приходящих на факультатив, могут быть самые разные, и чаще всего это общение, а не поэзия; они по полгода могут ничего не предлагать или говорить, что пишут, но никому не покажут. Однако у Константина Рубинского масса тем и идей, увлекающих ребят работой над словом. Например, случайное соприкосновение понятий: придумываем эпитеты к слову «река», записываем; придумываем эпитеты к слову «птица», записываем; а теперь меняем одно определяемое слово на другое - возникают необычные (поэтические) сочетания, предстает новый образ. Или задания по поэтическому перевоплощению: «я свитер…я зубная щетка». Более полно методика описана в публикациях журнала «Литература», но в основе - уверенность:

- Каждый ребенок хоть на минуту поэт, и «ма-ма» - наш первый стих. А вот к тому, что стихи - это о нас, и с поэзией ты никогда не будешь чувствовать себя одиноким, - к этому человека надо еще подвести.

Константин Рубинский видит разных детей, они у него тоже «рифмуются» по определенным признакам, и он знает, чем и как поддержать каждого. Он читает детские стихи, смакуя каждый звук, а учителя сидят, мечтательно подперев голову. После лекции альманахи детской поэзии, привезенные педагогом в подарок марафонцам, исчезли в момент. Был проанонсирован журнал молодой поэзии «Стержень», авторы - 4-21 год. И все-таки: почему перестают писать повзрослевшие подростки? К этому вопросу рассказчик вернулся в конце и даже дал ответы, но это было уже не важно - все поняли, что у ребят в юности была мастерская слова, и какая! А уж на что она сработала в каждом - не наше дело. Но факт: за 19 лет поэтических штудий Константин Рубинский воспитал двух профессиональных поэтов. А что? Поэту мир редко говорит «да»…

Следом шло другое яркое событие: «Мой Гамлет» В.Высоцкого: как рассказывать детям о культурных эпохах». Интрига? Еще бы! Но ларчик открывался изящно: в зале показывали фильм. Актриса Людмила Абрамова рассказывает молодым посетителям музея В. Высоцкого - http://www.visotsky.ru/ об удивительном феномене: принц датский прижился в русской культуре, как нигде больше. Он нам свой, а средневековая Дания, которая как тюрьма и лишь бежать сломя голову, - родная уже который век. Слабый характер? Не может решиться, не в силах выйти из умственного тупика, сам же говорит. Э-нет. Мечта, правда, благородство, непреклонность духа - это наша национальная территория. Рассказ сопровождал прекрасный видеоряд, мы вспомнили актеров, фильмы, сцены из спектаклей - а Любимов и Высоцкий были в конце. Так как же нам рассказывать о культурных эпохах детям? Талантливо. Не можем на высоком уровне сами - даем качественную передачу. На Дне литературы проверили: зал захвачен просмотром целиком, хотя по жанру - как программа «Академия» на Культуре. Стоит ли добавлять, что диски с фильмом раскупили за пять минут.

А что же ФГОС, ЕГЭ и новые стандарты, спросите вы. Было. Три лекции подряд прочитала Елена Ерохина, доцент филологического факультета МПГУ, автор методик к линии учебников по литературе, входящей в Федеральный перечень, - тоже своего рода марафонец. Сначала «Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках литературы», потом - «Принципы организации учебной деятельности на уроках литературы», уже от «Вентана-Граф»; наконец, от издательства «Интеллект-Центр» лекция «Обучение школьников письменным видам речевой деятельности на уроках литературы: система учебных задач». И хотя на последней линии усталость лектора давала себя знать, народ как раз к ней и подтянулся - распознали ценность материала и качество изложения, число участников увеличилось вдвое по сравнению с первой встречей. На этих лекциях магические слова «система учебных задач», «сценарии учебных эпизодов», «письменные виды речевой деятельности» расшифровывались доступно и понятно.

- Стандарт помогает нам более ответственно относиться к содержанию урока - отсюда появилось много разговоров об учебной деятельности - а это совсем не то, что оптимизация. Василий Васильевич Давыдов двадцать лет назад писал о «другой организации учебно-воспитательной работы» ради положительных результатов учения, а мы к этому только подбираемся.

Итак, мотивационная метафора задана - все по науке. Далее лектор рассказывает о четырех этапах деятельности. Первый - мотивация, разумеется. Второй - ориентировочный (план, опирающийся на результат). Третий - исполнительский. Четвертый - контроль. Так вот: у нас нет никакой деятельности ребенка, потому что мы во все четыре этапа влезаем сами, с головой. И думаем: как это - доверить ребенку контроль! Лектор привела пример: ученица обратилась к ней с претензией на задание. Странное, говорит, задание: «Сравни свой ответ и примерный; поясни расхождения». Она не понимает, что ответов может быть несколько, это ладно - но она возмущается: «Разве человек может сам себя оценивать?» И если у нас так, то не надо говорить о развитии. Медленно, но верно Елена Ерохина прочищала в головах учителей дорогу к деятельностному подходу. Например, показывала пирамиду Маслоу, где внизу - базовая потребность в безопасности, а наверху - в творчестве, и говорила:

- Когда мы говорим «а то двойку получишь», «а то ЕГЭ не сдашь», мы указываем на опасность, то есть задействуем низшую потребность. Хорошей мотивацией угрозу не назовешь, а почему не подняться выше?

Лариса Бугрова, кандидат филологических наук, методист издательства «Дрофа», провела занятие «Организация творческих исследований учащихся при изучении литературных произведений» - добавим: в старших классах. Тут цель - движение каждого по своему маршруту. Но не всегда старшеклассник готов выбрать тему самостоятельно. Для этого существует перечень возможных исследовательских жанров: хронолайнер (составьте линию времени жизни и творчества автора и найдите культурные пересечения), авторские ремарки в пьесе, роман и кино, историко-культурный календарь к рассказу, банк интернет-ресурсов по творчеству поэта и так далее. Задача учителя - поддержать то, к чему ученик более склонен, предложить разные формы сбора материала: карты, карточки, интеллект-схемы.

Виктор Журавлев рассказал о методических новинках в линейке учебников Веры Коровиной - лекция «Реализация требований ФГОС ООО в УМК издательства «Просвещение» по русскому языку и литературе». Появились рабочие тетради по литературе для 5-6 классов, в производстве для 7-9. Спрос на тетради большой, несмотря на то что дидактические материалы были в комплекте всегда (книги «Читаем, думаем, спорим»). Но основным содержанием лекции стал рассказ о фонохрестоматиях к учебникам. Это и усиливает внимание ученика к возможностям выразительного чтения, и дает учителю новые возможности анализа произведений. Например, вести разговор о том, как исполнение трактует содержание, сравнивать разные исполнения.

И совпало: работе со звучащей классикой много внимания уделила и Татьяна Рыжкова, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена, учитель литературы. Лекция «Методика работы с электронными образовательными ресурсами к УМК по литературе 5-8 классов под ред. И.Н.Сухих» демонстрировала разнообразные возможности работы с изобразительным рядом и с аудиоматериалом. Ресурс интерактивный, и ребенок может сам с ним работать. Главное - есть из чего выбрать послушать, посмотреть, а выбрав, определиться с заданием. Есть очень простые: как звучит (буднично, щемящее, тревожно..) - список слов, обозначающих эмоции, большой. Или вопрос с открытым ответом: «Почему один романс звучит по-разному у профессионального вокалиста и актера». Так идет работа с лирическими образами поэзии, так мы развиваем представление о личности, реализующей себя в искусстве.

…И вот кульминация Дня! На марафон приехал писатель и телеведущий Александр Архангельский с лекцией «Современная русская литература - путь к золотой середине». Вполне сообразуясь с потребностями учителя-словесника (что нам сегодня читать, что давать детям, как интерпретировать современный литературный процесс), Александр Архангельский сначала провел ревизию «устройства» советской литературы 70-х, где все писатели знали свое место, были причислены к течениям и направлениям, и в этом - в принадлежности к типу - Довлатов сопоставим с Распутиным при всей идеологической разнице. То есть было ясно, от кого чего ждать. Тогда как современный писатель не знает ниш и ярлыков, не обязан встраиваться, и это, конечно, благо для литературы, но трудность для читателя. Дальнейшая лекция - лоция в море новых книг и имен. Да, классификации порой аd hoc, оценки небесспорные - но тем веселее и интереснее было слушать.

Вот так и надо! И Пушкин ведь про то же: «Слово - чистое веселье…»

Людмила КОЖУРИНА
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон