Рейтинг@Mail.ru

26.03.2015

День здоровья детей, коррекционной педагогики, логопеда, инклюзивного образования и лечебной физической культуры РФ

Педагогический марафон 2015

На многочисленных площадках обсуждались практически все аспекты сохранения здоровья участников образовательного процесса и способы, позволяющие нам подстроиться под потребности и особенности каждого ученика.

Значительное число участников Марафона выбирали занятия, на которых специалисты делились доступными и эффективными приемами и упражнениями. Например, на мастер-классе «Соматогнозис. Методы и способы коррекции» учителя-логопеда, кандидата педагогических наук Татьяны Ланиной собралось рекордное количество марафонцев, чтобы узнать о методике реабилитации детей с ДЦП. Методы восстановления тонуса мышц демонстрировались на живом и очень симпатичном «учебном пособии» - девочке Насте, которая то сидела, то лежала на столе, изображавшем кушетку.

О бережном отношении к собственному здоровью напомнила коллегам методист ГБОУ СОШ № 2000 Москвы Лариса Муратова на мастер-классе «Здоровый учитель - здоровые дети». Она дала практические рекомендации по правильному дыханию, представила систему упражнений для восстановления тонуса учителя. Их привлекательность в простоте: поддержать свою физическую форму можно даже в классе, когда дети заняты работой, а учитель отошел в конец класса. Это движения с маленькой амплитудой, но большой нагрузкой. Ни специального оборудования, ни много места не нужно. Участники занятия, сидевшие в аудитории довольно тесно, встали и опробовали их на себе. Кроме этого, ведущая предложила еще и комплекс для дома, когда можно лечь на пол: упражнения на скручивание, перевернутые позы, выход из упражнений.

Разумное отношение к своему здоровью закладывается с самых малых лет, с детского сада. Как делать это правильно, рассказывал Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО на лекции «Здоровье и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС д/с». Он напомнил о том, что не стоит следовать всем модным течениям вроде экзотических дыхательных гимнастик. Лучше следовать природе ребенка и использовать естественные формы детских занятий. Мы ведь активно и правильно начинаем дышать во время бега, например, или когда поем.

Однако, как ни важна физическая составляющая, не надо забывать и о душевном состоянии. Эту тему развивала кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор МГППУ, руководитель психологической службы АНО «Школа "Президент"» Ольга Хухлаева на семинаре «Психологическое здоровье школьников и некоторые способы профилактики его нарушений». Она напомнила присутствующим о соматической природе многих заболеваний.

Нарушить психологическое здоровье могут несколько факторов. Это отсутствие чувства безопасности, которое проявляется в защитной агрессии или страхах. Чувство несвободы, неуверенности в себе порождает капризы, упорное «Не буду!», социальные страхи - «я хочу быть идеальной», в этом случае ребенок выбирает болезнь как оправдание не идеальности. Одиночество ребенка заставляет его делать все, что раздражает взрослого, чтобы получить замечание, суррогат внимания. Неполноценность - «я ничего не значу» - выплескивается в компенсаторной агрессивности или в позиции «маленького и слабого», когда можно не стремиться к достижениям.

Для профилактики этих нарушений мы можем с помощью творческих занятий, сочинения сказок, рукоделия актуализировать правое полушарие, которое повышает адаптивные способности организма. Очень важно научить ребенка устанавливать теплые межличностные отношения. И создавать направленность на позитивное будущее. Для работы по всем этим направлениям ведущая продемонстрировала много упражнений, которые годятся и для малышей, и для взрослых. А аудитория с удовольствием их выполняла.

Многие участники пришли, чтобы поближе познакомиться с организацией инклюзивного образования. Здесь важно все. О формальном следовании закону говорила кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Кутепова на семинаре «Особенности организации инклюзивного процесса в условиях ФГОС для детей с ОВЗ». Она говорила о том, как закон об образовании регламентирует взаимоотношения ПМПК, школы, родителей. Как можно получить коррекционную помощь? Можно ли опротестовать решение комиссии и как это сделать? Имеет ли право образовательная организация ссылаться на недостаток средств? Обсуждение этих вопросов из зала было очень эмоциональным.

О практике подобной работы на лекции «Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования. Различные образовательные модели (д/с и школы)» рассказывал Игорь Шпицберг, руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам профессиональной помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ. Он поделился опытом работы одного из лучших реабилитационных центров в Европе. Сегодня никто точно не знает, что такое аутизм, от него нет лекарства. Но проблема захлестывает весь мир. Если в 1990 году расстройством аутистического спектра страдал каждый 600-й ребенок, то в 2014 - каждый 68-й.

И для работы с подобными детьми нужны высококвалифицированные специалисты, чтобы в работе обращали внимание на сильные стороны ребенка, а не на недостатки. Настоящая инклюзия предполагает, что под каждого ребенка с особыми образовательными потребностями будет создана индивидуальная программа. Развивать способности детей, интегрировать в школьную среду учителю помогает тьютор, который обеспечивает участие в жизни класса ребенка, живущего по своим правилам, не умеющего взаимодействовать с другими людьми.

Впрочем, трудности в обучении испытывают и другие дети, входящие в иные группы риска. Любой учитель знает, как непросто бороться с многочисленными ошибками в письменных работах. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ Татьяна Ахутина на лекции «Нейропсихологический подход к анализу дисграфий: диагностика и коррекция» нарисовала пространную картину детских трудностей письма. Чтобы выявить проблему, нужно определить ее первопричину, первичный дефект. Ведущая познакомила аудиторию с основными видами дисграфии: регуляторная, акустико-артикуляционная, зрительно-пространственная. И подробно остановилась на механизмах, порождающих каждую. На примере детских текстов проанализировала ошибки, с какими механизмами может быть связана каждая: полевое поведение, инертное повторение, недостаток оперативной памяти...

Эта информация, как и многие другие открытия, сделанные в этот день помогут педагогам отыскать ключ к преодолению детских ошибок, трудностей, проблем.

Елена Куценко
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон