Рейтинг@Mail.ru

29.03.2015

Второй День учителя начальной школы РФ

Педагогический марафон 2015

Второй День учителя начальной школы проводился в субботу, на этот раз в МПГУ собралось приблизительно 600 человек, почти в два раза меньше, чем вчера. Работа проходила спокойно, даже немного степенно: в залах места хватало всем, при желании можно было перейти с одного мероприятия на другое и спокойно включиться в новую работу... Издательства «Экзамен-Медиа», «Легион», «Дрофа», «Экзамен», «Просвещение», Центр Электронного тестирования, ТПК «Школьник», НОУЧ «Институт новых технологи» представили собравшимся свою работу – книги, учебные пособия, рабочие тетради, наборы для проведения естественнонаучных экспериментов.

Наталья Селюнина, методист ФНМЦ им. Л. В. Занкова, прочитала лекцию «Достижение планируемых результатов ФГОС средствами учебных предметов: задания, учебные ситуации, организация самоконтроля и контроль». Она объяснила, что ФГОС требует не только достижения, но и контроля результатов трех видов: предметных, метапредметных и личностных, тогда как учителя привыкли анализировать только предметные результаты. Остальному им нужно научиться. Проверить, каковы личностные и метапредметные результаты учеников, помогает особая оценочная система, созданная на основе деятельностного подхода. В ней используются уровневый подход к разработке планируемых результатов, накопительная система оценивания, самооценка - все это является не дополнением, а обязательной частью оценочной системы. Такая многоплановость нередко пугает учителей, они думают, что на отметки учеников должны влиять не только внутренняя система оценивания, но внешние проверки и тестирования. Это не так: внешние проверки проводятся не для оценивания детей, а для анализа работы школы, педагогического коллектива, учителя.

Для того чтобы понять, работает ли тот или иной методический прием на развитие личностных и метапредметных результатов, Наталья Владимировна предложила использовать способ его анализа, который может пригодиться при планировании уроков всеми учителями-предметниками. Она предложила анализировать то, что педагог планирует делать на уроке, с точки зрения планируемых личностных или метапредметных результатов, которые являются базой для результатов предметных. Вы собираетесь поработать над развитием сотрудничества? Тогда задайте себе три вопроса:

Выполнение данного вами задания позволяет сотрудничество?

Выполнение данного вами задания требует сотрудничества?

Результатом работы над данным вами заданием будет индивидуальный или коллективный продукт?

Ответив на эти вопросы, вы сразу поймете, соответствует ли данный метод поставленной цели. Если нет, методику можно и нужно подкорректировать так, чтобы работа над заданием требовала сотрудничества, сотворчества, а проверялся не только индивидуальный, но и общий результат. Аналогичным способом можно корректировать любые методы и педагогические приемы, делая их эффективными для развития личностных и метапредметных результатов.

О создании интерактивной среды для развития УУД рассказала Ирина Иванова, учитель школы № 1566. Он привела статистические данные и отметила, что диагностика метапредметных результатов показывает их низкий уровень - возможно, у нас пока нет нужных инструментов для их формирования.

Александра Руднева, руководитель информационно-методического направления ООО «ТПК Школьник», продемонстрировала интерактивное пособие, которое можно использовать для небольших естественнонаучных исследований. Предлагаемые этой организацией комплекты разработаны для разных возрастных групп и учебных предметов.

Как обычно, работа шла не только в лекционных залах, но и в кулуарах. Совершенно случайно я стала свидетелем оживленного диалога, в котором одна учительница чему-то явно обучала свою коллегу. Оказалось, что она делилась опытом создания сайта учителя при помощи бесплатного конструктора сайтов. «Вот бы такой мастер-класс для нас сделали», - мечтательно сказали мне эти учителя…

Учитель физики Елена Алексеева рассказала о пропедевтическом курсе по физике для начальной школы, который она проводит уже несколько лет. Ее курс подкреплен мультимедийной презентацией, используя которую похожую работу в своем классе может провести любой учитель.

Александра Лопатина и Мария Скребцова, авторы проектов «Учимся с радостью», рассказали об изданных книгах и поделились опытом проектов, активизирующих доброе общение между детьми. Они учат своих учеников говорить друг другу комплименты, делать добрые дела для тайного друга…

Закончился день учителя начальных классов демонстрацией фильма-гипотезы «Марс - продолжение жизни на Земле». Фильма, в котором переплелись научные идеи и факты с полетом фантазии авторов. Пожалуй, именно в этот день фильм был показан не случайно, ведь универсальное умение фантазировать и мечтать обязательно должно быть у каждого учителя, воспитывающего самых юных, самых любознательных школьников.

Ольга Леонтьева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон