Рейтинг@Mail.ru

03.04.2015

День учителя информатики РФ

Педагогический марафон 2015

День учителя информатики не похож на другие: по своему составу он один из самых «мужских» – и самых «молодых». В аудиториях мелькали лица молодых педагогов, быстрой походкой пересекали коридоры энергичные юноши и очаровательные молодые женщины, мелькали яркие свитера, джинсы… Обстановка неформальная, но деловая: учителям информатики точно есть что обсудить.

- А ведь совсем недавно у нас была актуальная задача: как преподавать информатику без компьютеров, - напомнил ректор МПГУ Алексей Семенов, открывая день, - Один медленный процессор на школу и экран, который почти ничего не показывает. Теперь мы все получили компьютеры, многие расслабились, но самых заинтересованных по-прежнему беспокоит будущее предмета.

Видимо, суть не в оснащении, а в содержании: какой должна быть современная школьная информатика? На этот вопрос все выступающие отвечали по-своему.

Учитель информатики московской школы № 179 МИОО, некогда одной из самых сильных физико-математических школ страны, Денис Кириенко выдвинул радикальную версию:

- Я с седьмого класса преподаю детям основы программирования, минуя технологию. Скажете, как это возможно? А вы посмотрите на этих детей: они математики, полгода забивать тексты в графический редактор - для них это пустая трата времени.

На лекции «Как учить программированию в школе? Опыт построения профильного курса в школе № 179» Денис Павлович доказал, что изучение и составление алгоритмов весьма полезно: и развивает мышление, и в дальнейшей жизни пригодится. В отрасли информационных технологий по-прежнему дефицит кадров, очень нужны талантливые программисты - а значит, на уроках информатики нужно получить такие знания и навыки, которые откроют тебе дверь в хорошую IT-компанию.

Правда, для этого и потрудиться надо немало: с седьмого класса задачи на рекурсию, игры с алгоритмами, обработка числовых массивов. В девятом уже осваиваем все азы языка программирования Python: условия, циклы, массивы. Много самостоятельной работы, на каждую тему по двадцать шесть задач: по числу букв латинского алфавита. Таким образом, за год ученик решает три сотни задач разного уровня сложности. Разумеется, все задачи сдаются на автоматическую проверку в тестирующую систему:

- Иначе мне пришлось бы вручную проверять пятнадцать тысяч задачек в год, - объясняет Кириенко. - Процесс проверки должен быть отлажен.

В подтверждение своих слов, Денис Павлович на глазах у публики моментально решил одну из собственных задач и отправил ее на проверку на сайт школы. Учителя слушали с большим интересом, но время от времени вздыхали:

- Да уж, три часа информатики в неделю с седьмого класса, свободная программа, одаренные мотивированные дети. Красиво, но для наших «реалий» - нереально.

Частное научно-образовательное объединение «Институт новых технологий» представлял методист Вахтанг Харшиладзе, который провел мастер-класс «Использование возможностей социальных сетей, LMS, а также использование приложения для смартфонов и планшетов в образовательной практике». Его видение школьной информатики можно определить так: станьте ближе друг к другу!

- Содержание предмета это не контент, с которым ученик остается после урока один на один. Вот мои вам советы. Во-первых, заведите себе по планшетному устройству: хоть смартфон, хоть лэптоп - это очень полезные для учителя вещи. Во-вторых, если еще не успели, зарегистрируйтесь хотя бы в одной социальной сети, можно и не в самой населенной. Общаетесь ли вы со своими учениками по сети? Нет? А надо бы! Начинайте прямо сейчас!

Детище «Института» - специальное приложение, напоминающее социальную сеть. Это чисто образовательная программа, здесь нет опасностей обычных открытых сетей, к тому же в ней можно наладить иерархическую связь: не «друг-друг», как в сети «вконтакте», а «учитель-ученик». Можно пользоваться сетью для обсуждения тем урока, ответов на вопросы, проверки домашних заданий, совместного решения задач…

- Но смотрите, учитель здесь не должен становиться модератором своих учеников, он полноправный участник процесса, куратор, - объяснил методист собравшимся. Поверьте, работа в этом приложении - отличная профилактика жертв соцсетей. Дети понемногу учатся ответственности за то, что говорят и выкладывают в Интернет.

Некоторые учителя и к этому подходу оказались прохладны: социальные сети, «облачные технологии» - это не серьезно. Правда, планшеты и смартфоны лежали на столах у многих: не так уж все и «заоблачно».

Профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ, педагог с тридцатилетним стажем, Надежда Николаевна Самылкина сразу сумела найти общий язык с аудиторией. Ее доклад «Эффективная организация практической деятельности на уроках информатики в основной школе» собрал больше всего слушателей.

Что должно измениться в деятельности учителя и ученика с переходом на ФГОС? Чтобы ответить на этот вопрос, снова прошлись по основным пунктам: системно-деятельностный подход, новые образовательные результаты, практикоориентированность. Сделать урок информатики по-настоящему современным могут тесная связь теории с технологией, современное содержание, тематически завершенные образовательные модули.

Важно понимать, что программирование - обязательная часть школьной информатики, но воспринимать ее нужно не как самоцель, а как средство для решения различных профессиональных задач. Много было сказано и об электронном учебнике: он открывает новые просторы для коммуникации, как горизонтальной, так и вертикальной, он удобен, оперативен. Но нужно еще придумать, как сочетать бумажные учебники с электронными и как восполнить детям занятия для развития мелкой моторики рук.

Наконец, Надежда Николаевна представила вниманию собравшихся новые учебники издательства «Бином», и в частности - задачник с массой интересных практических заданий:

- На практических занятиях дети могут понять, что информатика - не отвлеченная дисциплина, а актуальная, жизненная. Например, мы можем на уроке рассчитать, как быстро вокруг витрины собирается человеческая пробка, продумать движение маршрутов городских автобусов. Можно провести контент-анализ любого текста, например - послания Президента Федеральному Собранию. Но любимый проект школьников - это «Эпидемия», почти как игра-ужастик, где нужно рассчитать скорость распространения инфекции.

Под занавес рабочего дня учителям была представлена лекция заместителя директора Учебного центра факультета ВМК МГУ по учебно-методической работе Елены Тимофеевны Вовк под названием «Искусство презентации»: учителя повторили правила использования кавычек, пробелов, написания дат и цифр, а в конце получили памятные подарки от журнала «Потенциал».

В это время в соседнем зале, как и в начале дня, вспоминали события тридцатилетней давности, когда информатика только-только пришла в школу. Семинар «Методологическое наследие И.Г. Семакина и будущее пермского курса информатики» вел генеральный директор издательства «Бином» Михаил Николаевич Бородин:

- Я помню, какой был компьютерный бум в 1985 году. Предсказываю, что в ближайшие годы ожидается не меньший бум, благодаря развитию робототехники. Как нас тогда выручили первые учебники по информатике…

- Мне такой учебник был нужен как воздух, - рассказывает педагог Наталья Матвеева, - Это новое содержание, не только программирование, но и многое другое, о чем мне тогда так хотелось рассказать ученикам…

Итак, информатика - самая точная дисциплина, но и самая творческая! Как сказал Денис Кириченко, у нас много хороших математиков, поэтому трудно придумать что-нибудь новое в области преподавания алгебры. А вот информатика дает необъятные просторы для педагогического творчества.

Александра Чканикова
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон