Рейтинг@Mail.ru

08.04.2015

День учителей МХК, музыки и ИЗО РФ

Педагогический марафон 2015

Таких ярких, солнечных дней этой весной, пожалуй, еще не было. Предвкушая интересную работу, я с удовольствием ехала на День учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства – изучению этих предметов в школе посвящен журнал «Искусство» издательского дома «Первое сентября». С искусством за школьные годы должен соприкоснуться каждый. Труднейшая педагогическая задача – эту встречу организовать. Так, чтобы дети не только научились понимать музыку, живопись, другие виды искусства, но и попробовали себя в нем. Когда-то давно меня не взяли в художественную школу по причине отсутствия таланта, а в музыкальную – по старости лет: мне было уже девять, никто не хотел обучать старушку. Вспоминая свои неудавшиеся шаги в искусстве, я приехала с мечтой насладиться встречей с прекрасным, а заодно сделать давно ожидаемый шаг в сторону личного творчества.

Художница Виктория Ломаско проводила лекцию с практической частью «Рисование для тех, кто хочет начать, но боится. Из практики уроков рисования в детских колониях». Кого-то напоминание о детских колониях могло напугать, мне же, напротив, очень хотелось ее послушать: с такими учениками можно работать либо блестяще, либо - никак.

Хотя лектор позиционировала себя не как педагога, а, в первую очередь, как профессионального художника, ее лекция показалась мне абсолютно педагогической. Виктория Валентиновна рассказала о хорошо продуманной системе обучения рисованию, которую она создала специально для обучения школьников, попавших в колонии (эту работу она проводит в сотрудничестве с «Центром содействия реформе уголовного правосудия»). В программе всего восемь занятий, потому что в таких местах постоянно идет большая ротация учащихся. Все описанные на лекции приемы можно смело использовать в любой школе, причем не только на уроках ИЗО, но и в рамках самых разных мероприятий, от классных часов до групп продленного дня. Потому что главная цель этих занятий - дать возможность каждому ребенку выразить свои мысли и чувства при помощи рисунка. Для этого, конечно, нужно знать некоторые секреты рисования, но главное - самовыражение. Раскрыть секреты помогают восемь уроков, каждый из которых построен примерно одинаково: сначала ученикам предлагается что-то изобразить, потом им демонстрируют примеры разных произведений и предлагают выполнить очень простое задание, которое помогает понять, как важно знать то, что заложено в тему занятия. И снова - задание; его выполнение позволяет заметить, чему ты научился на этом уроке…

Сначала ребят учат отличать образ от шаблона, чтобы, например, рисуя пейзаж, они изображали не одинаковые домики и солнышко, а любимые или по-другому значимые для них места. Потом педагог помогает научиться определять и строить форму и контрформу рисунка - общую динамику изображаемого на листе бумаги. Третьим шагом становится обучение изображению фигуры человека, у которого есть не только голова, туловище и конечности, но и плечи, колени, локти… После этого ученикам предлагают разобраться в композиции и пространстве рисунка, значении цвета, пленэре (изображении предметов на открытом воздухе), знакомят с принципами построения абстрактных сюжетов и комиксов.

Восемь шагов, которые позволяют перестать бояться выражать себя при помощи карандашей и красок. Восемь шагов к творчеству и самовыражению.

Параллельно издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф» знакомили собравшихся с недавно изданными учебно-методическими комплексами.

А заслуженный артист России Александр Майкапар в ходе беседы за роялем «Музыкальный шедевр: текст, интерпретация. Миссия музыканта-исполнителя» открывал собравшимся тайны своей профессии: «Мы даем жизнь музыкальным шедеврам. Понимаете, настоящий исполнитель играет каждый раз по-новому. И обязательно открывает что-то новое для себя. Сейчас я вам объясню, на простом примере». Он сел за рояль и начал играть «Патетическую сонату» Бетховена. Слушая музыку, я обернулась и посмотрела на зал. Какие красивые лица я увидела!

На третьей лекции нас учили петь. Не по нотам, а по… движениям воображаемой кисти: вверх - вниз, и голос вслед за кистью вверх - вниз. Это была не лекция, а, скорее, мастер-класс «Восстановление и развитие слухоголосовых и ритмических навыков у детей и взрослых. Теория и практика». Его вела актриса и певица Тина Георгиевская. Она при помощи добровольцев продемонстрировала, как можно дать возможность каждому человеку насладиться процессом создания музыкальных звуков при помощи голоса: в одиночку, в паре, в квартете… Пересказать увиденное невозможно. Тем, кого этот мастер-класс заинтересовал, советую посмотреть его на сайте - его снимали на видео.

Вот и этот день Педагогического марафона подошел к концу. Все мои мечты и ожидания сбылись. И я, припевая (не так-то просто изображать голосом движение воображаемой кисти!), поехала покупать краски. Очень хочется научиться рисовать…

Ольга Леонтьева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон