Рейтинг@Mail.ru

10.04.2015

День учителя литературы РФ

Педагогический марафон 2015

Да, вот это денек! Солнечный, яркий, оживленный, порывистый, богатый на споры, ироничные замечания и восторженные возгласы – ведь учителя литературы воспринимают мир сразу и умом, и сердцем.

Этот учебный год надолго запомнится словесникам: год литературы, год возвращения сочинения, новая учебная программа по литературе, да еще и обсуждение концепции филологического образования.

- Барская любовь никак нас не минует, - резюмировал Сергей Волков, главный редактор журнала «Литература» и учитель словесности школы № 57.

День открылся круглым столом «Итоговое сочинение - 2016: куда ж нам плыть?».

Возвращение итогового сочинения - главное событие года. По этому поводу ведется множество дискуссий, но важно, чтобы генеральные мнения стекались в Совет по вопросам проведения итогового сочинения Минобрнауки.

- Послание президента Минобру о введении сочинения сгенерировали мы, учителя-словесники. Мы так были обеспокоены тем, что ученики перестали читать, мыслить, излагать свои идеи, что наши стенания были услышаны, - отметил Сергей Волков.

Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. А проверять оригинальные итоговые работы тоже непросто:

- Если ученик выражает свои мысли нестандартно, не коротко, да еще и плохим почерком, то мы начинаем сердиться на него - он же тормозит процесс, а каждая проверенная работа денег стоит!

Все эксперты, выступившие на круглом столе, отметили: итоговое сочинение - это не сочинение по литературе!

- Это испытание, на котором ученик доказывает: он готов создать связный, разумный текст на заданную тему. Ведь и будущие студенты физфака пишут сочинение. Понятно, что они будут в институте писать не о классической литературе, а о том, что им нужно. (Елена Романичева)

- Есть же и музыка, и живопись, и кино. (Сергей Волков)

- Знания по литературе этот экзамен проверять не должен, а должен проверять умения ученика выражать свои мысли. Литературоцентричность сочинения - это просто следствие нашей русской педагогической традиции. (Наталья Беляева)

Что касается технической стороны вопроса, то в следующем году процедура проведения сочинения останется примерно такой же. Темы заранее не объявляем, а то через месяц все они будут написаны, проданы и вывешены в Интернет. Направления, пожалуй, сообщат, хотя это и опасно: ведь большинство словесников, разбирая их, придут к одним и тем же формулировкам темы.

По залу пронесся ропот:

- Как же тогда детей готовить, если даже направления не знать?

- Что, и писать будут в декабре? Они же потом перестают читать!

- А чем вы их брали, когда никакого сочинения в декабре не было? - парировал Волков. - Ведь и ЕГЭ теперь досрочно начнут сдавать в феврале. Возможно, дата сдачи сочинения сместится к концу декабря, но уж точно не на весну: это время олимпиад.

- И грамотность как критерий оценки не введут? - вопрошали учителя.

- Да, это контрольный выстрел в словесника - не разрешить ему поставить незачет за восемь ошибок. Да, с критериями еще будут работать, но учтите: как только вы не допустите ребенка до сессии ЕГЭ на основании его грамотности, обещаю вам долгие и интересные разбирательства. Мы ведь не привыкли искать плюсы: с красной ручкой мы охотимся на минусы, на ошибки - даже там, где в отсканированном сочинении уже поработал корректор!

Тема получила развитие на лекции «Возвращение сочинения по литературе: проблемы и перспективы», которую прочла Наталья Васильевна Беляева, профессор, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО.

Итоговое сочинение нужно прежде всего для того, чтобы поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию. Как экзамен, оно должно быть надпредметным, проверяющим уровень речевой культуры, и не более. В то же время, требуется не формальная опора на литературное произведение, а уверенное использование фактов, логика, аргументированность выводов. Без знания материала такое «проверочное» сочинение на напишешь.

Анализируя опыт прошедшего в этом году сочинения, Наталья Васильевна делает следующие выводы. Подготовительный этап был слишком короткий: в следующий раз пройдем постепенно от утверждения направлений и до создания закрытых комплектов заданий. Критерии оценки недостаточно четкие: за тридцать речевых недочетов можно получить зачет, а за три-четыре грубые ошибки - незачет. Проработаем.

В заключении лекции Наталья Васильевна зачитала собравшимся одно из самых удачных сочинений этого года. Конечно, тут тебе и «нереализованный бизнес-план» у Чичикова, и «толчок для саморазвития» у Ольги после знакомства с Обломовым. Но в целом сочинение понравилось и даже сорвало аплодисменты.

- Даже если наши ученики быстро разучились писать сочинения, то мы-то не разучились их учить! - восклицали воодушевленные учителя, отправляясь на следующие семинары.

Круглый стол на тему «Свободное чтение, или Как восстановить права «нечитающего» подростка в современной школе» собрал настоящий аншлаг: когда некуда было ставить стулья, учителя согласились послушать стоя.

- Представьте себе нечитающего подростка, - начала дискуссию психолог и эксперт в области детского чтения Екатерина Асонова. - Вот он вырос. Есть ли вероятность, что он начнет читать или хотя бы слушать аудиокниги в машине? Что он будет читать? Русскую классику или популярные романы? Известно одно: он непременно будет заставлять своих детей читать Толстого и Достоевского в школе: это культура, это нужно, это обязательно. Как защитить юного, пока не читающего человека от этого натиска взрослых штампов?

Посыпались мнения, как из рога изобилия:

- Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла…

- Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем…

- А я вот верю в учеников. Подрастут - сами возьмутся за книги…

- А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…

- Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.

- К сожалению, многие родители до сих пор выбирают для своих детей книги по принципу «больше букв, меньше денег», - констатирует Екатерина Асонова. - А я все никак не могу уговорить педагогов на курсы, посвященные иллюстрации художественного текста. Ведь это именно то, что «цепляет» детей в книге.

Ярким заключением дня стало выступление перед педагогами президента школы-студии МХАТ Анатолия Мироновича Смелянского. Его появление не было неожиданным: во-первых, Анатолий Миронович по образованию учитель литературы:

- Отработал в школе месяца четыре, и скажу я вам, ничего страшнее в жизни не испытывал, - шутил мэтр российского театра.

Во-вторых, «барская любовь» коснулась и театра. Недавно группа филологов разгромила серию музыкальных и драматических спектаклей по А. С. Пушкину: якобы, они искажают смысл классических произведений.

- В России время от времени случаются приступы желания прояснить какие-то истины, - заметил Смелянский. - А почему отдельно взятые филологи имеют право быть душеприказчиками великих русских писателей? Давайте исходить из того, что ни вы, ни я в точности ничего не знаем. Как у Алексея Константиновича Толстого:

Способ, как творил Создатель,

Что считал Он боле кстати -

Знать не может председатель

Комитета о печати.

Александра Чканикова
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон