Рейтинг@Mail.ru

16.04.2015

День учителя французского языка РФ

Педагогический марафон 2015

В День учителя французского языка, как обычно, трудно было понять, где ты очутился: в Московском педагогическом университете или в какой-нибудь Сорбонне. Изящное грассирование, очаровательные шейные платочки, роскошные гасконские усы – и, разумеется, ни слова по-русски.

Открывала день, по сложившейся доброй традиции, Виржиния Теллье, атташе посольства Франции в России. В этом году она обратилась к творчеству Ромена Роллана - писателя, незаслуженно забытого, сегодня: «Au-dessus de la mêlée»: Romain Rolland et la paix européenne» («Над схваткой»: Ромен Роллан и европейский мир») А между тем этот человек много сделал для развития российско-французских отношений, для установления мира в Европе, в сущности, для объединения Европы.

И повод вспомнить о нем именно в этом году - вполне достойный. Ровно сто лет назад писатель получил Нобелевскую премию по литературе: «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». Впрочем, возможно, какое-то влияние на Нобелевский комитет оказала знаменитая статья Роллана «Над схваткой», написанная в сентябре 1914 года, в самом начале Первой мировой войны. Первые победы и потери, огромный военный энтузиазм обеих враждующих сторон, героические добровольцы, проклятия на головы врагов, предвкушение неизбежной победы. Именно в эти дни Роллан призывает европейцев одуматься, остановить войну, перестать ненавидеть друг друга. Это обращение не только к правителям, военным, но к каждому человеку. А иначе - надежды нет.

Сколько гневных возражений получил Роллан в ответ на свою статью, сколько обвинений в непатриотичности и предательстве национальных интересов. А между тем его предсказания о печальных последствиях войны для европейского сообщества, о страшной угрозе национализма сбылись сверх всяких ожиданий. Так недолго продлился мир…

По мнению Вирджинии, статью Роллана сегодня особенно важно читать с учениками, а затем можно предложить ребятам сравнить две последние мировые войны и обсудить, бывают ли справедливые войны.

Разумеется, не только философские проблемы волновали педагогов. Нашлось место и методике.

Евгений Ерохин, преподаватель московской школы № 1265 и Французского Института (http://www.institutfrancais.ru/ru/), в ходе лекции «Le FLE avec les médias: pourquoi et comment?» (Мультимедийные ресурсы на уроках французского: зачем и как?) в считанные минуты убедил зал, что использование всевозможных технических новинок невероятно повышает мотивацию школьников, в первую очередь, подростков, а затем продемонстрировал несколько эффективных приемов работы с видеороликами.

Лариса Жадан и Евгения Дутикова, методисты французского языка компании «Британия» (отдел французского издательства Hachette), предлагали разнообразные игры, для малышей и подростков, которые помогут сделать уроки увлекательными и радостными, а знания - прочными («Faire apprendre le français par le jeu à tout âge», «Découvrir la méthode Décibel, un apprentissage dynamique pour les adolescents»).

В рамках круглого стола «Ассоциация преподавателей французского языка: новые проекты, новые возможности», под предводительством бессменного президента Жанны Арутюновой, было проанонсировано немало интересных событий. Ближайшее - традиционный Всероссийский конкурс для школьников и студентов «Знаете ли Вы Францию и её регионы? Её Величество Женщина». Как выяснилось, увлекательные конкурсы для ребят и педагогов проводят и библиотеки. В частности, московская Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (http://www.turgenev.ru/), которую представляла Жанна Новикова.

Но главным событием дня, несомненно, стало выступление Виктории Николаевой, координатора специальных проектов журнала «Французский язык». Никогда бы не подумала, что получу такое удовольствие от лекции с довольно скучным названием: «Формирование и контроль устной речи обучающихся (9-е и 11-е классы)», посвященной, как и положено, проблемам ЕГЭ и ОГЭ. Очень точные практические рекомендации для учителей, у которых остался лишь месяц на то, чтобы хоть как-то помочь ученикам справиться с устной частью экзамена, в условиях, когда и пособий-то еще немного, и даже демоверсия на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/) не дает полного представления о всех тонкостях процедуры. В частности, текст для чтения размещен слишком сложный, на экзамене будет проще и короче. Зал облегченно вздохнул.

Вообще, комментирование каждого следующего задания КИМ Виктория Вячеславовна встречала вопросом: «Что хорошего здесь?» И ведь находила что-то хорошее, интересное и посильное для каждого ребенка и педагога в каждом разделе.

Рассказывая о критериях оценивания детских ответов, подсказывая, как использовать даже не самые глубокие познания ребят на пользу дела, подчеркивая, что главная задача сдающего - быть понятым, Виктория Вячеславовна периодически напоминала: «Ошибки? А кто их не делает? Смиритесь!» Возможно, речь шла не только о неизбежности потери балла по критерию «лексико-грамматические ошибки»…

Закончился день, по сложившейся традиции, французскими песнями. В этом году - в исполнении Александра Аванесова и Максима Исакова.

Наверное, именно таким и должен быть один из замечательных дней жизни: хорошие традиции, приятные сюрпризы, толковые разговоры по делу, приятная музыка. Вот бы так и в следующем году!..

Людмила Печатникова
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон