Рейтинг@Mail.ru

17.04.2015

День учителя физической культуры РФ

Педагогический марафон 2015

Главный вопрос — как же рассказать о занятиях, если не показывать их? Предмет физической культуры сугубо практический, его надо «щупать». В 1512 году великий живописец Альбрехт Дюрер написал и проиллюстрировал «Книгу фехтования» («Das Fechtbuch»), где запечатлел все известные ему приемы борьбы и фехтования. Для этого ему понадобилось 120 рисунков для борьбы и 80 иллюстраций для приемов фехтования. Теперь проще. Теперь есть видео.

Его и смотрели учителя, собравшиеся на мастер-классе «Способы мотивации школьников на уроках физической культуры в системе новых ФГОС», которую проводил Аркадий Таран, учитель физической культуры из Большеуковской средней школы Омской области.

Впрочем, лектор то и дело останавливал видео, поясняя и дополняя. Для понимания - в Большеуковской школе чуть больше 400 человек, для сельской школы это много. Есть два спортзала и они не пустуют, отличная лыжная база - ландшафт и климат способствует.

Тут, конечно, сошлись два фактора - учитель-энтузиаст и неравнодушный директор школы. Если два таких творческих начала встречаются, то и в сельской школе появляются степ-доски и расширяется спортзал. Но начал Аркадий Таран с... йоги.

- Современный урок должен зацепить и заинтересовать детей, - заметил он, включая видео. - На этом мастер-классе я представляю свое видение современного урока, урока в формате ФГОС. Открытого, урока в котором учитывается мнение ученика.

На экране обычный школьный спортзал, дети выполняют простые упражнения на вид упражнения, но если попробовать самому, окажется, что выполнять их не так-то просто.

- Статические позы йоги, которые мы используем, дают очень большую нагрузку на мышцы, - поясняет Аркадий Таран. - А в целом они дают развитие силы, общее укрепление организма и воспитывают координацию.

Занятия йогой проходят через все ступени школы - в начальной дети получают основы дыхательной гимнастики и вырабатывают осанку (не секрет, что это сегодня настоящий бич начальной школы, а все упражнения выполняются c прямой спиной). Средняя школа - акцент на физике, укреплении тела. И старшая школа - показательные выступления.

- Они там такие позы придумали, что я их уже и в йоге не нахожу, - смеется Таран. - Да, но йога - это не просто физические упражнения - возражают из зала, - это целостная система психофизического самосовершенствования.

- Разумеется, - соглашается Аркадий Таран, - но я взял лишь начальные асаны йоги, не углубляясь в религиозные аспекты. Учению йоги около трех тысяч лет, ее элементы можно найти в любых видах гимнастики и акробатики.

Есть и еще один плюс йоги - в том, что в обучение вовлекаются «интраверты», дети, которым трудно участвовать в групповых занятиях и играх.

- Коллеги, если рассматривать ФГОС, то там есть не только предметные, но и метапредметные результаты, личностные. - вступила в обсуждение Ольга Леонтьева, главный редактор журнала «Спорт в школе». - На примере этого мастер-класса мы можем увидеть, как простраивать эти компетенции. Тем более что сейчас вариативная часть за учителем физкультуры - хоть рок-н-ролл, хоть йога, хоть теннис.

Вторая часть мастер-класса была посвящена применению ИКТ на уроках физкультуры. Да-да, вы не ослышались. Проектору и ноутбуку тоже найдется место в спортзале.

А зачем, просите вы?

Дело в том, что важнее базы ничего нет. У учителя должна быть отменная физическая и техническая подготовка, чтобы заложить правильную физическую базу у учеников. Все мы знаем, что переучивать в разы сложнее. Но люди разные. В школу может прийти новичок, только что из вуза, в школе может не хватать инвентаря, или, наоборот, у учителя может быть травма или просто возраст.

Вот здесь на помощь и приходит ИКТ.

- Компьютер не заменяет учителя, но дополняет его, - замечает Аркадий Таран. - С его помощью мы планируем вою деятельность, используем учебные фильмы, но самое важное - помогаем им отрабатывать двигательные умения.

Каким образом? Очень просто. На уроках с использованием ИКТ компьютер выступает в качестве активного обучающего средства. Живой пример - отработка опорных прыжков. Дети изучают движение, прыгают, а кто-то ведет съемку. Получается, что они сами создают для себя учебное пособие. Затем можно в замедленном режиме просмотреть и понять работу рук, ног, фазы разбега, толчка, прыжка.

При этом учитель может самостоятельно (покадрово) запустить запись, чтобы акцентировать внимание детей на сложных элементах прыжка. Возможен и другой вариант - фотосъемка по кадрам, тоже хорошо работает.

- Можно найти ролики и в Интернете, - добавляет Таран. - Но согласитесь - гораздо больший отклик вызовут у детей ролики с участием учеников их школы.

К тому же видео можно повторить сколько угодно раз, а не гонять одного ученика, у которого все получается, верх-вниз по канату, например.

В Большеуковской школе пошли и дальше. Лебединый аккорд этой работы - оцифровка видео, обрисовка и создания анимационной модели бега или прыжка в программе . Тут, правда, не обойтись без помощи программиста. Но зато с этим материалом уже можно работать, как с домашним заданием или коллективным занятием в компьютерном классе. Например, разбить отрисованные фазы бега по кадрам, перемешать их и попросить собрать полностью пазл двигательного действия. Который потом можно запустить и посмотреть анимацию.

- Так можно аттестовать освобожденного от физкультуры ученика, - заметили из зала.

- Именно, - согласился Аркадий Таран. - Есть теоретические формы, есть такая тестовая форма.

Но как посмотреть видео в спортзале ? В Большеуковской школе есть переносной проектор и экран. В принципе, и это решаемо - было бы желание. Кстати, на персональном сайте Аркадия Тарана и его блоге можно найти дополнительные материалы и контакты для связи с автором. У него еще много разнообразной информации - как проводить самоанализ урока, как приохотить детей к нужным упражнениям вроде качания пресса, какие есть типы разминок, в чем специфика работы в группах у девочек и мальчиков и многое, многое другое.

А рядом шел мастер-класс «Теория физической культуры: интерактивные методы обучения», который проводил Антон Зуев, учитель физической культуры из московской школы № 2083. Это мероприятие записывалось на видео, так что вы можете посмотреть трансляцию по этому адресу.

Вторая линейка начиналась мастер-классом «Развитие ловкости средствами разных видов спорта в условиях малогабаритного спортивного зала», который давала Юлия Абрамова, учитель физической культуры из московской гимназии № 710. Класс в семьсот десятой школе действительно маленький, десять метров на пятнадцать.

- Сначала я давала начальные элементы обычной акробатики, - призналась Юлия Абрамова. - Когда я пришла в школу, у детей не было три года физкультуры и большая проблема вообще чего-то добиться, чтобы они ничего себе не повредили. Однако потом ее поиски привели и к цигуну, и разработкам собственных игр (например микс - игра, где две команды одновременно играют двумя мячами - футбольными и баскетбольным, причем присутствует как кольцо, так и ворота). Пять минут и самые активные старшеклассники лежат пластом - настолько это координационно сложная игра.

Вообще, у Абрамовой много необычных находок - стесненность рабочего пространства привела к тому, что ей пришлось использовать все доступные метры.

Как одновременно со всем классом отработать технику ведения и передачи мяча - да очень просто, пустить их по кругу, пусть ведут и в движении друг другу передают. Как научить их работать в команде и одновременно дать силовую нагрузку - строить живые пирамиды из двух, трех, пяти, шести детей.

Причем надо давать материал, плавно повышая нагрузку и при этом системно. Взять хотя бы игровые стойки в волейболе и баскетболе. Стоять Абрамова учит с первого класса, в игровой форме, конечно. Во втором уже отрабатывает технику ведения (с волейбольными мячами, они легче), в третьем - техника передачи, и так далее. А какие у нее разминки - для каждой игры свои!

Один волейбол чего стоит, когда дети многократно отбивают мячи от пола каждым пальцем. А дыхательные упражнения, как способ борьбы со стрессом на экзамене? А разминка, которую она позаимствовала у южнокорейской сборной по пинг-понгу?

В общем, находок у нее множество, человек она безусловно интересный, так что пишите ей по адресу abramova.76@bk.ru или добавляйте в друзья Вконтакте https://vk.com/ulia_abramova.

В соседнем зале Артем Патрикеев, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 1420, проводил мастер-класс «Подвижные игры для развития личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры». Он рассказывал правила веселых игр для начальной школы и тут же демонстрировал на экране, как они проходят.

Что такое ГТО и с чем его едят? Этот вопрос волнует всех с тех самых пор, как президент высказал пожелание о возвращении комплекса ГТО в рамках обучения физической культуры в школах.

Об этом шла речь на круглом столе «Физическая культура в школе: требования ФГОС и ГТО», в котором приняли участие представители Минспорта, Минобра и группы разработчиков нового комплекса ГТО. Итак коротко - в апреле 2014 года прошла первая апробация нового комплекса ГТО.

С декабря 2014 года в двенадцати регионах началась апробация комплекса ГТО. В апреле более 200 тысяч школьников Московской области участвовали в фестивале с использованием комплекса ГТО. А к первому сентября 2016 года официально во всех школах некоторых регионов этот комплекс должен быть принят. А уже с января-декабря 2017 года предполагается повсеместное внедрение ГТО.

Любой из педагогов мог без запинки назвать проблемы, которые волнуют любого преподавателя физкультуры. Пройдемся коротко по ответам специалистов. Итак, вопрос первый - является ли комплекс ГТО обязательным?

Нет, в постановлении от 1 июня 2014 года явно указывается, что участие добровольное. Требовать со школьника обязательной сдачи ГТО никто не может.

Аудитория отозвалась легким гулом. Не секрет, что во многих регионах уже вовсю сдают ГТО на местном уровне - это при том, что не разработан ни порядок сдачи норм ГТО, ни порядок организации и судейства.

Например, для всех педагогов оказалось большим сюрпризом, что принимать нормативы ГТО на уроке нельзя - потому что на уроке реализуется та учебная программа, которая утверждена в учебной учреждении и заменять урок физкультуры подготовкой к ГТО недопустимо.

- А когда же нам готовить детей?

Оказывается, элементы подготовки все же реализуются на уроках, но конкретная подготовка проходит в рамках внеурочной деятельности.

Сюрпризом оказалось и то, что сдавать нормативы ГТО на базе школ нельзя. Планируется официальное определение ресурсных центров по территориальному признаку, которые будут оснащены и оборудованием и специалистами, куда будут возить школьников в данные ресурсные центры и сдача нормативов будет проходить в этих центрах.

- А кто может принимать нормы ГТО?

И тут неожиданности. Не любой учитель может это сделать. Сейчас Минспорт запустил проект по подготовке судей ГТО в Смоленской академии физической культуры. К сожалению, пока это единственная академия, где на всю страну будут готовить сертифицированных судей по приему нормативов ГТО.

Есть и большие вопросы по обещанному начислению баллов за сдачу нормативов ГТО.

- Как скажется результат выполнения нормативов ГТО при поступлении в вуз? Что говорить детям, которые уже сдали якобы ГТО?

И тут не слишком утешительные новости - ряд вузов самостоятельно разработал линейку начисления баллов, однако в каждом вузе она своя.

Официально баллы за ГТО все вузы будут начислять в 2016 году. А вот как в этом году все будет происходить - пока неясно.

Также еще не разработаны знаки отличия, сам бренд ГТО пока не утвержден, неясен порядок подачи заявления на сдачу нормативов (разработчики обещают некую единую электронную базу, на которой будут регистрироваться все участники и куда будут заносить их результаты судьи), непонятно, кто и как будет отвечать за здоровье детей при сдаче нормативов, а кто и за какие деньги будет доставлять их в центры тестирования.

Впрочем, насколько известно, регионы предполагается оценивать по у ровню сдачи ГТО. А это значит, что это сугубо добровольное начинание имеет все шансы превратится в обязательное и лечь, к тому же, на плечи педагогов.

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. Вы можете адресовать свои вопросы в редакцию журнала «Спорт в школе», на адрес spo@1september.ru.

Наиболее полная информация по вопросу ГТО сейчас собрана на сайте Минспорта, в разделе ГТО. Изучение нормативной базы можно начать с приказа от 29 августа 2014 номер 739 "Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (http://www.rg.ru/2014/12/24/gto-dok.html)

А завтра - последний день этого марафона!

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон