Рейтинг@Mail.ru

18.04.2015

День учителя немецкого языка РФ

Педагогический марафон 2015

Вот и настал последний день педагогического марафона. Возможность завершить поток интересных лекций, семинаров и мастер-классов досталась специалистам в обучении немецкому языку. Что же волнует преподавателей этого предмета?

Каждому учителю, бесспорно, важно понимать, какую литературу можно и нужно использовать, обучая детей языку Шиллера и Гёте - речь идет именно о литературе на изучаемом языке, а не об учебных пособиях. Сегодня этой теме была посвящена лекция кандидата исторических наук, автора курсов повышения квалификации ИД «Первое сентября» Ольги Захаровой «Немецкая детская литература»: «У такой литературы есть свои особенности, такие книги должны быть написаны простым и понятным языком, красиво иллюстрированы»...

Но чем отличается литература для взрослых от литературы для детей? Как проходило развитие этой части культурного наследия человечества? С мнением Ольги Леонидовны можно познакомиться очень просто: эту лекцию, которая велась на немецком языке, вы найдете по адресу: http://марафон.1сентября.рф/2015-04-17-1528845#section-8 .

В соседнем зале София Фурманова, к.филол.н., заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по дополнительным образовательным услугам, руководитель рабочей группы по немецкому языку Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по иностранным языкам, проводила семинар «Готовимся к ЕГЭ 2016» - острая тема для всех учителей иностранных языков. София Львовна озвучила важную мысль: «Наша основная цель - не натаскивать детей на сдачу экзамена, не приучать их к формату, а привить им интерес и любовь к языку, открыть перед ними всё многообразие и великолепие языка и научить общаться на иностранном языке. Если нам удастся достичь этой цели, то наши ученики с легкостью и без страха будут сдавать ЕГЭ». София Львовна познакомила присутствующих с видами заданий в устной части ЕГЭ и прокомментировала их. Она объяснила, что требование прочитать экзаменационный текст за полторы минуты не является чересчур сложным и невыполнимым: для этого ученику со средними способностями достаточно и одной минуты. Важно правильное паузирование и расстановка корректных акцентов в тексте. Слушатели возразили: у всех разная скорость речи и чтения. Лектор согласилась с педагогами, по ее мнению, нужно ориентировать детей на понимание и прочтение, а не на время. К разговору подключилась главный редактор журнала «Немецкий язык» Марианна Бузоева: «Главное, прочитать так, чтобы тебя поняли. Нужно приучать школьников внимательно читать формулировку заданий и выполнять успешно именно, что там написано».

Завязался серьезный разговор. Особенно волновало слушателей, как быть, если ученик, например, страдающий заиканием, не может уложиться в отведенное для выполнения устного задания время. Но есть ученики с дефектами речи, например, со сложным заиканием, эти дети должны сдавать устный экзамен в щадящем режиме. Оказывается, можно заранее обратиться к комиссии с необходимыми объяснениями, об этом должен знать каждый учитель иностранного языка.

Подготовке к выпускным и итоговым экзаменам сегодня были посвящены и другие мероприятия. Мария Лытаева, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ и преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, познакомила собравшихся с особенностями учебного пособия, изданного в издательстве «Просвещение».

Кандидат филологических наук, заведующая кафедрой западноевропейских языков ИСАА МГУ Марина Воронцова представляла издательство «Cornelsen» в России. В своей лекции «Kompetenzenorientiert und flexible - neue Möglichkeiten des DaF-Unterrichts mit Cornelsen-Lehrwerken» она не только рассказала об учебном пособии, помогающем учителю развивать у школьников навык устной речи, но и поделилась структурой урока, которая позволяет ей добиваться желаемого результата:

- в первой части каждого занятия даются задания, благодаря которым происходит тренировка основных грамматических структур, и допущенные детьми ошибки исправляются учителем обязательно;

- во второй части урока идет коммуникация по вполне конкретным темам, и педагог исправляет коммуникативные ошибки школьников, но мягко, например, правильно сформулировав уже произнесенную ребенком мысль;

- во время третьей часть урока дети представляют и обсуждают результаты свое творческой и исследовательской деятельности, преподаватель как бы отодвигается на второй план, исправляя ошибки избирательно, давая больше свободы для само- и взаимооценивания.

Галина Чернявская, учитель ГБОУ Лингвистический лицей №  1555 при МГЛУ, провела мастер-класс «Применение современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке к устной части ГИА». Для этого она предложила скачать программу для сканирования и выйти на конкретные, понравившиеся ей сайты:

http://www1.wdr.de/themen/wissen/erfindungen-100.html;

http://simsalabim.reinke-eb.de/lektion10/aufgabe_f.html;

http://slowgerman.com/; http://www.sofatutor.com/;

http://de.padlet.com/galina_chernjav/dkmt83qthn73 .

С самого начала зал разделился на активных участников (среди них, в основном, были молодые педагоги) и… завидующих им пассивный слушателей. Я была во второй группе, потому что быстро сообразить, как подключить программы, о которых рассказала ведущая, я не смогла. Но рядом со мной сидела девушка, которая явно справлялась со всеми заданиями и была очень довольна. Как оказалось, Лина второй год работает в школе и для нее этот мастер-класс стал очень важным мероприятием: «Понимаете, я очень люблю использовать в жизни различные новые программы, которые можно установить на планшет или на телефон. Но я никогда не думала, что их можно применять и на уроках! Теперь и мне будет интереснее на каждом занятии, и моим ученикам», - подытожила она.

Об этом разговоре чуть позже я рассказала Галине Чернявской, отметив, что только учитель, который искренне радуется новому знанию, может научить детей. Она кивнула и продолжила мою мысль: «Только учиться нужно постоянно, иначе обязательно что-то упустишь. Я учусь все время, с одних курсов перехожу на другие. Тут одно возьму, там - другое»… Вот и закончился Всероссийский педагогический марафон. Настало время учиться в других местах - посещая разнообразные курсы, находя нужную информацию в Интернете, читая новые книги. Главное - не останавливаться. Тогда в следующем году нам обязательно будет, чем поделиться друг с другом.

Ольга Леоньтева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон