Рейтинг@Mail.ru

16.12.2015

Учебное книгоиздание развивается Российская Федерация

Образование в СМИ

15 декабря в в Международном мультимедийном пресс-центре МИА

"Россия сегодня" состоялась мультимедийная пресс-конференция на тему

"Революция в учебном книгоиздании. Переосмысление учебника: от

существующего – к современному".

Проблемы школьного учебника обсуждали: директор Центра образования "Царицыно" № 548 Ефим РАЧЕВСКИЙ; научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак ФРУМИН; академик, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей СЕМЕНОВ; руководитель Объединенной издательской группы "Дрофа" - "Вентана-Граф" - "Астрель" Олег НОВИКОВ. Модерировал обсуждение главный редактор ИД "Первое сентября" Артем СОЛОВЕЙЧИК.

Справка. Объединенная издательская группа «ДРОФА» - «Вентана-Граф» - «Астрель» продолжает процесс интеграции и становится сегодня одним из крупнейших игроков на рынке учебного книгоиздания. Она готова взять на себя ведущую роль в процессе перехода от традиционно-понимаемого учебника к учебнику по-новому современному, отвечающему не только вызовам электронно-образовательной среды, но и глубинным процессам современного образования. Объединенная издательская группа объявляет своим приоритетом возвращение большой педагогики в учебное книгоиздание.

Пресс-конференция началась с сообщения об этом событии. Артем Соловейчик уточнил ее цель: обсудить ряд важных мер, благодаря которым движение от существующего учебника к современному станет возможным. Прежде всего - создать обратную связь с теми, кто на самом деле определяет образовательный процесс, то есть со школами, с учителями. Потому что работники издательств и педагоги-практики если и встречаются, то на методконференциях по поводу выданных учебников. Никто не интересуется, как и с помощью чего работает учитель на самом деле. Вплоть до того, какие задачи он решает. Что ж удивляться, если из всех учебников федерального перечня популярны 20% наименований, среди которых 80% - это учебники, созданные до 1991 года.

Однако Алексей Семенов не счел данный факт удивительным: система образования решает задачу передачи опыта новым поколениям, и традиционализм неизбежен. В том числе - привычка к учебникам одного и того же автора, издательства.

Не вопрос, добавил Ефим Рачевский, действительно, учителя ориентируются скорее на учебник, чем на программу. Но именно поэтому учебник должен быть живым, увлекательным, меняющимся. Не дело, если одни и те же формулировки десятилетиями передаются точь-в-точь. Исак Фрумин привел примеры «недомодернизированности» школьного математического образования, начиная с 80-х, и показал, чем чревато нежелание что-либо менять: отставанием в науке. «Сегодня логика предмета другая, мы даже арифметику не можем давать в старой культуре. Новое содержание и новые технологии неизбежны», - считает Исак Фрумин. Владимир Собкин, социолог образования, добавил: учебник может выдержать 35 переизданий и больше, но не это критерий его качества. Истинный критерий - наукоемкость и культуроемкость. Речь не о насыщенности, а о способе подачи материала и возможностях работы с ним. Ну, а сам Олег Новиков представляет новую образовательную реальность в виде модели: учебник, вокруг него строится УМК, круг шире - образовательная среда. «Одного только обновления учебников сегодня недостаточно», - считает он. Кто, как, зачем использует учебник - не праздные вопросы.

Действительно, вопросов, связанных с пониманием роли учебника в современном образовательном процессе, за последние десятилетия накопилось очень много. Уже стало традицией, что книги выпускают, грифуют, школы их принимают, а исследований об их применении в педагогическом обиходе нет. Упразднены и процедуры апробации «экспериментальных», «пробных» учебников (они были в СССР). Назрела необходимость анализа места и роли учебника в реальной образовательной практике. Пора осмыслить, что есть, и придумать, как сделать лучше. С этой целью Объединенная издательская группа «ДРОФА» - «Вентана-Граф» - «Астрель» создала Общественный педагогический Совет, куда вошли видные деятели образования и науки: Александр Асмолов, Виктор Болотов, Игорь Реморенко, Алексей Семенов, Исак Фрумин, Майя Пильдес, Ефим Рачевский. Ближайшие проекты - «Современный учебник и образовательная среда» (оператор МПГУ); «Рейтинг развития инфраструктуры образования российских регионов»; создание канала ежедневного вещания на You Tub «45 минут» (уроки в режиме он-лайн).

Создан Фонд поддержки инициатив в области развития книгоиздания и образовательной среды. Его размер - пятьсот миллионов рублей. Итак, сегодня, 15.12.15, исторический день. Издательская группа группа «ДРОФА» - «Вентана-Граф» - «Астрель» публично заявила о себе, рассказала о планах и возможностях, пригласила к сотрудничеству людей, заинтересованных в создании умной, педагогически точной учебной книги.

.

Учебная литература

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон