Рейтинг@Mail.ru

25.03.2016

День учителя начальной школы (день 1-й) Москва

Педагогический марафон 2016

Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Виноградова, стала настоящим прологом ко всему первому Дню начальной школы. Ведь интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками, на редкость разнообразны: они обеспечивают основы успешности ребят на много лет вперед. Этим запросам как нельзя лучше соответствовала тема лекции: «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным».

Лекция представляла собой органичный сплав нелегкой дидактической науки, методических советов и ярких, эмоциональных примеров из практики. «Сегодня мы, к счастью, вышли за пределы функционала, которым школа ограничивалась с давних времен, когда нужно было лишь научить читать, писать, считать», - так начала свое выступление Наталья Федоровна. И педагогу необходимо проникнуться важностью этого перехода и научиться работать по-новому, достигать метапредметных результатов - тех, что над предметами.

ФГОС второго поколения во многом сложился под влиянием идей Эльконина и Давыдова. Их подход большое внимание уделяет учебной деятельности. Наталья Виноградова пояснила, что для ребенка означает овладение учебной деятельностью. Это значит, что он может сказать: хочу и умею учиться, умею контролировать и оценивать свои действия, умею сотрудничать.

Чтобы ученики начальной школы могли чувствовать себя уверенно в учебной деятельности, им необходимо освоить универсальные учебные действия - последовательные шаги, которые ведут ребенка к решению любой учебной задачи. То есть, педагог кропотливо работает на каждом уроке, выделяя и показывая детям последовательность этих шагов.

Ведущая показала это на примере. Ребенок должен сравнить птиц (снегиря и синицу). Чем они не похожи? - малышам лучше начинать с поиска различий. Чем похожи? Есть ли особенные черты? Освоившись с этим алгоритмом, дети освоят операцию и смогут сравнивать другие понятия и объекты.

Руководствуясь подобным подходом, важно не забывать о возрастных особенностях, напомнила ведущая. И назвала два важных закона жизни ребенка в младшей школе. Первый: ученик познает мир не глазами и ушами, а руками. Он конструирует взаимоотношения с миром. Поэтому существенным компонентом образования должно стать моделирование, работа руками. Наталья Федоровна в качестве иллюстрации рассказала о школе во Вьетнаме. Там дети, изучив новую тему, пишут не в тетради, а на грифельных досках. И показывают не учителю! А другим детям, чтобы исправить ошибки друг у друга. Каждый стирает неправильную букву не только на доске, а прежде всего здесь- Наталья Федоровна показала на свой лоб. Так продолжается до тех пор, пока знание не войдет «через руку». Так происходит и с моделированием- ребенок ощущает содержание нового знания буквально на ощупь.

Второй закон говорит, что младшие школьники могут легко освоить программу, но в разное время. Поэтому при оценивании нужно различать процесс и результат. У нас же часто действует контроль по принципу «поймал и наказал». На самом деле мы должны оценивать результаты, чтобы понять, что я делаю не так и что должен изменить.

Проблема контроля, кстати, необыкновенно актуальна этой весной, ведь скоро первые выпуски начальной школы, работавшие по новому ФГОС, должны показать результаты четырехлетней работы.

Учителя, переживающие по этому поводу, пришли на лекцию учителя русского языка и литературы, отличника народного просвещения, заместителя директора школы № 2097 Ольги Растегаевой «Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Система оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе».

Ведущая постаралась сделать все, чтобы участники встречи «поняли, что ждет четвероклассников в мае и какие инструменты позволят им получить отличные оценки». Она говорила, как и что можно и нужно делать, готовясь к проверочным работам.

И прежде всего учителям необходимо знать об особенностях этого нового мониторинга. Например, не путать его с ЕГЭ и не пугать этим родителей. В целом проверочные работы можно сравнить с годовыми контрольными. Отличие лишь в том, что соблюдается единство подходов к составлению вариантов, работы проводятся в строго определенное время и вводится единая система оценивания.

Похожая тема обсуждалась в соседней аудитории, где учителя собрались на лекцию «Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика», которую читала Елена Волкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории (ГБОУ Школа №1374), победитель конкурса «Мое призвание - учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы. Она напомнила о том, что необходимо своевременно узнавать информацию о предстоящей проверке и сотрудничать с родителями. Участники встречи с особенным вниманием отнеслись к рекомендациям коллеги о том, как можно корректировать текущую работу в классе, чтобы лучше подготовить детей. Аудитории были представлены образцы тренинговых упражнений и анализ самых типичных ошибок - по материалам предварительного мониторинга.

Однако за подготовкой к важным контрольным не нужно забывать о насыщенной и увлекательной жизни ребят-младшеклассников, ведь не одними проверками жива школа. О возможностях педагога в этой области говорила Елена Коннова, учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» на лекции «Внеурочная деятельность: развитие навыков проектной деятельности, достижение метапредметных результатов. Всероссийские проверочные работы: контроль результатов обучения». Она напомнила, что дополнительные 10 часов в неделю помогают в освоении основной образовательной программы. И в то же время дают учителю больший простор для индивидуального подхода. Внеурочные занятия могут стать площадкой для детских проектов и увлекательных занятий по интересам. Кроме того, у малышей появляется дополнительная возможность для адаптации. Они могут комфортно влиться в школьную жизнь, проявить себя. А более старшие ребята в разнообразной образовательной среде находят применение своим способностям

И учителя, разъехавшиеся по школам после насыщенного марафонского дня, несомненно предоставят им такую возможность.

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон