Рейтинг@Mail.ru

10.04.2016

День учителя русского языка Москва

Педагогический марафон 2016

На марафоне многолюдно, как всегда бывает в этот день: весна, до итоговой аттестации рукой подать. Известно: учитель волнуется за детей больше, чем они сами за себя. И не зря, как показали мероприятия марафона…

Да, основная тема Дня - подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Аудитории заполнены до отказа, дышать нечем- но слушают, пишут, спрашивают.

Сначала мы встретились с авторами многотиражных пособий по подготовке к экзаменам: лекцию «Сочинение 15.2 на ОГЭ: универсальные приёмы и алгоритмизация работы с текстами» читала Сенина Н.А., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Чехова; при полном аншлаге прошла лекция «ЕГЭ-2016. Комментируем сформулированную проблему текста» Егораевой Г.Т., руководителя департамента методологии АНО «Национальный Центр Инноваций в Образовании», речь шла о требованиях по К-2 к 25 заданию - этот критерий «подорожал»; Нарушевич А.Г., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института провел в этот день две лекции - и по ОГЭ и по ЕГЭ! Занятие «ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения» вела Дергилева Ж.И., к.фил.н, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы, эксперт всероссийских и международных конкурсов... Было и еще что-то про ЕГЭ, куда я не успела заглянуть.

Все замечательные лекторы собраны мной вместе, потому что, во-первых, их идеи и приемы отражены в пособиях, которые есть у каждого; во-вторых, на всех занятиях разбирались типичные ошибки выпускников и меры коррекции дефицитов. Наконец, в-главных, на третью линейку дня пришла Ирина Петровна Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по русскому языку, и авторитетно суммировала предыдущие разговоры. Она прочитала лекцию «Государственная итоговая аттестация по русскому языку. Что проверяют контрольные измерительные материалы?» и ответила на многочисленные вопросы.

Оказывается, ЕГЭ уже 15 лет, но КИМы совершенствуются и будут совершенствоваться постоянно. Об изменеиях-2016 была первая часть разговора. Естественно, камнем преткновения стало 25 задание, которое в этом году «взбодрили» особыми требованиями к комментарию. На предыдущих лекциях о комментарии тоже много говорили, но все по-разному. Приходилось слышать диаметрально противоположное: нужно кратко передать фабулу исходного текста/ нет, ничего пересказывать нельзя; нужно указать на средства выражения авторской позиции/ нет, художественным приемам посвящено задание 24… и так далее. Ирина Петровна говорила, что фабулу - да, а пересказ нет, что про приемы не надо, но писать ученики должны свободно и красиво, и что, слава богу, появляются живые теплые сочинения без штампов. Но… вот если кто напишет вместо «автор ставит проблему» - «автор рассуждает о…» или «затрагивает», тот лишится сразу 8 баллов. Еще «из плохого»: при проверке будут обмениваться регионами, то Москва проверяет, допустим, красноярские работы, а Красноярская комиссия читает курян… Дело в том, что даже на лекции две учительницы разругались: «можно указывать в тексте номер предложения вместо записи самого предложения»/нет, нельзя, это некрасиво. Наш арбитр И.П. Цибулько дала добро на номера в тексте. Но ведь в самих критериях про это не сказано, а значит, это область конвенционального, как региональная комиссия примет, а таких нюансов немало. Люди покидали аудиторию взволнованными, а лектор по-доброму напутствовала: «И перестаньте уже пугать детей!»

Контрастировала со всем описанным выше лекция профессора МГПУ Татьяны Михайловны Пахновой «Методика работы с УМК по русскому языку издательства «Дрофа» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ». Лектор - автор УМК «Русский язык» 10-11 классы, член авторского коллектива УМК «Русский язык» 5-9 классы под ред. В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др., а участники - учителя, работающие по этим учебникам. К ним и обращалась Татьяна Михайловна: пособия пособиями, но важно и ценно, когда учитель сам выстраивает подготовку по учебникам, учитывая свои цели, средства и возможности своих учеников.

В то же время не должен уходить дух учебников, сам принцип подачи языка как бессмертного дара. Пусть уроки вызывают интерес к языку как к другу, пусть они будут интересны ученикам как процесс. И это возможно, если опираться на присущее каждому чувство языка - на тайну, которую никто не разгадал, но к которой можно приблизиться. Вот, собственно, и вся формула УМК: принцип текстоцентричности плюс магия слова. И тогда текст станет для детей тем «свободным откровением личности», о котором говорил Михаил Бахтин.

Понимание главной особенности УМК авторов приходило постепенно: упражнения и задания помещаются в культурный контекст, дети оказываются окружены образцами речи и письма, примерами для наблюдения и подражания. Татьяна Михайловна листала слайды и читала, читала. А ведь это на самом деле очень важный механизм входа ребенка в культуру - воспроизведение уже созданной красоты и подражание образцу.

- Писать по памяти, заучивать, выразительно читать - надо! - считает она.

Однако фраза «речевые модели - нужны» вызвала ропот в зале: что, опять штампам учить? Да, учить - а как без образцов и примеров можно освоить язык? Даже для того, чтобы распознать штамп, его надо знать.

В связи с этим Татьяна Михайловна рассказала о «самообучении» письменной и устной речи юного Д.С.Лихачева: он решал проблему, наблюдая, как связываются мысли в текстах мастеров. Памятуя об этом, Татьяна Михайловна не на шутку озабочена сбором речевого материала, который можно «дать в дорогу» школьнику. Теперь раздел «Записная книжка» будет и в учебниках для 5-9 классов, эта «книжка» пополняется, и на нас, участниках, обкатывалась фраза Валентина Непомнящего о важности проговаривания текста вслух.

Придумана и методика работы с такими фразами: предложить закончить мысль и потом сравнить с исходной концовкой. И это еще одна идея, которую участники вынесли с занятия Татьяны Михайловны: если не дочитывать концы фразы, а просить догадаться… если не начинать следующую фразу текста, а спросить «что сейчас будет», дети органично приобщатся к текстостроению.

Не будем забывать, что заявленная тема - подготовка детей к аттестации по русскому языку! Но в том и суть, по Татьяне Михайловне, что впереди всего - чувство текста, интонация, без этого не бывает понимания.

О том, что это - работает, говорит опыт учителей. Часть лекции была посвящена рассказу о Екатерине Пересветовой из лицея №1560. Запомнилось правило: один урок- один текст (вспомним Ахматову: один день- одно дело). И одна цитата: «Ритм и интонация материалов заряжают эмоциями и погружают в культуру».

Что же на круг? Удивительное. Бесконечные модели и схемы «окучиваются» культурой и красотой- таково послание авторов УМК к учителю и ученику.

Короче говоря, как можно преподавать русский? По-разному. С одноименной лекцией выступила Людмила Великова, ее знаменитые желтые книги «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов», «Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» вы, конечно, знаете. Была лекция «Интернет в помощь учителю-филологу» ученого из Санкт-Петербурга, про интерактивные пособия «Экзамен-Медиа» рассказал учитель из Чувашской Республики, а занятие «Парная и групповая работа на уроках русского языка» провел Олег Николаевич Бойцов, к.ф.н., методист по русскому языку и литературе ОИГ «Дрофа-Вентана». О нем подробнее.

Групповую и парную работу Олег Николаевич представил не как цель (мол, прописано в стандарте, поэтому…), а как средство формирования навыков сотрудничества. Само сотрудничество пояснялось как акт доверия, предоставления самостоятельности и ответственности за поиск и результат, его ценность описывалась в категориях «коллаборация» и «синергия».

Рассматривались вопросы: что нужно ученику, чтобы он мог работать в коллективе (на самом деле, мало кто готов). На помощь могут прийти простые правила: участвуй, не бойся ошибок, уважай чужое мнение, говори... Шла речь и о лидерах и исполнителях: на эти роли не назначают, они сами выявляются.

Другая сторона: что нужно учителю, чтобы он использовал групповую форму работы. Прежде всего, мешает недоверие, боязнь выпустить урок из-под контроля. Он не желает выходить из зоны комфорта, когда он и только он хозяин положения. Во-вторых, не придают значения объяснению правил работы в группе. Ну, и ни в коем случае нельзя к ней принуждать нежелающих!

Судя по реакции аудитории, многие учителя давно практикуют групповую и парную работу, тем более интересными могли показаться выкладки преподавателя по теме: когда групповая работа уместна… какие темы ее требуют, а какие не допускают…какая деятельность пригодна для работы в группе… Слайд за слайдом, список за списком.

А педагогический посыл прост: дать ребенку возможность работать не на учителя, а на группу или на товарища.

- Ребёнок тоже должен наслаждаться на уроке, это и его территория! - говорил Олег Николаевич.

Рискованно, да, коллеги?

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон