Рейтинг@Mail.ru

14.04.2016

День школьной администрации Москва

Педагогический марафон 2016

Как странно, как не похоже на другие был устроен этот День марафона! Программа, словно двуликий Янус, смотрела в разные стороны: технологическую и человеческую...

И так получилось, что компания «Новый диск» с лекций «Мультимедийные решения для организации информационно-образовательной среды современной школы» (вели Н.В.Акимова и О.Н. Масленикова, сотрудники Департамента образовательных продуктов) не выдержала конкуренции с Панельной дискуссией «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году» - вел Артем Соловейчик, докладывал Сергей Попов, идеолог форсайта «Детство-2030». А лекция Андрея Иванова из Центра образования № 548 «Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии» отняла слушателей у Компания «1С» - занятие «Информационная система сбора и обработки данных для мониторинга и оценки качества образования» вела З.М. Яникова.

Да, электронные продукты дают невиданные возможности управления и контроля, да, все легко настраивается и быстро запускается, все нормы и законы учтены, ФГОС - в первую очередь, но все же, все же, все же... Само по себе знание о процессах и результатах проблем образовательного учреждения не решает, как показала практика последних лет. Данных - море, а что дальше?

Как явствовало из рассказа Андрея Иванова, главные пружины школы вовсе не те, которые выпирают наружу и которые можно замерять, нет… Мелочи, детали: «О чем в школе говорят потолки… что на стенах, внутри и снаружи… как стекла используются» - среда дополняет уроки, пространство, в котором дети могут работать, влияет на учебный процесс. Интерьеры могут задавать атмосферу взаимодействия. И шире - скрытые образовательные программы позитивно меняют среду школы. Управление средой - это непрямые ограничения, которые создаются условиями. Просто становится не модно прогуливать. Не модно не делать домашку. То же на уроках: работает скрытая образовательная программа. Невидимая, она рядом с учебным планом в работе учителя. Никто не знает способа формировать устойчивую мотивацию - нет его. Но хороший педагог найдет способ продвинуть непонимающего к пониманию, неуспешного к успеху. Есть общее правило маленьких доз: по чуть-чуть, но настойчиво. У каждого свой дидактический размер. Гомеопатия! По капле входит в нас культура и формируется мировоззрение.

Взрослые в школе удерживают три элемента среды: ценности школы, правила, дидактические нарезки.

Лекцию «Обновление профессиональных компетентностей директора школы» прочитал Ефим Рачевский, главный редактор журнала «Управление школой».

Первый слайд презентации назывался «На пути к профстандарту руководителя образовательной организации»: хотя документ еще не готов и будет внесен в Госдуму не раньше января, уже ясно, что он будет единый и для ректора вуза, и для заведующего детсадом. В связи с этим Ефим Лазаревич заговорил о компетенциях руководителя образовательного учреждения:

- Какие трудовые функции у директора? Исхожу не только из внешних требований к директору, пути достижения определяются не стандартом, а личностью. Стандарт - рамка желательный образ. А какие у него на самом деле приоритеты?

И дальше заговорил об архиважном периоде дошкольного и младшего школьного возраста - в началку должны идти лучшие ресурсы, а у нас педагоги, которые работают с маленькими, недооценены. Цитировался Пуанкаре: «Небольшие различия в начальных условиях рождаются огромные различия в конечном явлении».

Выходило, руководитель должен прежде всего видеть противоречия в системе и по уму разрешать их. В качестве примера - педсовет в своей школе 5 апреля. В некогда лучшей школе страны сегодня кризис: практически все выращенные здесь инновации уже воплощены в других школах, в округе, в городе, а то и в стране. Что дальше?

- Людям надо осознавать перспективу: что будет и что не будет… если то, то это… Изменения порождаются кризисами и проблемами, войнами и новыми потребностями, - размышляет Ефим Лазаревич, а затем рассказывает, как описали ситуацию с педагогами, как нашли у себя же ресурсы, прежде таковыми не считающимися.

И это было самое поразительное место в лекции: как интуиция, почти бессознательное решение по не актуальному много лет назад проекту (было не модно, но зачем-то взялись) вдруг принесло плоды сегодня. И оказалось, что голая прагматика как раз бесплодна, в отличие от интуиции педагога, глубоко включенного в жизнь школы.

Ну, и фраза из актуального на сегодня:

- Сегодня по закону много можно, а люди на всякий случай работают по-старому…

Кульминацией Дня стала Панельная дискуссия «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году».

Сергей Валентинович Попов, идеолог форсайта «Детство-2030», проекта, который ведется с 2008 года, рассказывал, как изменится детство. Далее - кратко.

Миграция приведет к поликультурности, школа либо отомрет, либо кардинально изменится. Крауд-технологии распространятся. Самозанятость станет массовой.

Это будет мир онлайн-сервисов: финансовых, образовательных, торговых ориентационных, медицинских - реальность будет под них подстраиваться.

Депрофессионализация: менять профессии 5-6 раз за жизнь станет нормой. То есть готовность учиться и переучиваться станет главной ценностью человека. Взаимообучение в интернете, где уже сейчас люди учат друг друга, - бесконечное множество шансов научиться чему угодно. Эти слабые виртуальные связи в большом количестве оказываются сильнее старых и крепких...

Дискуссия разгорелась по поводу отмирания школы: и что будет? И кто будет душу воспитывать? И почему у нее нет будущего?

Из ответов:

- Школа построена на принципе отложенной жизни. Неинтересная школа основана на дисциплине и принуждении. Там презумпция незнания: ставят оценки за несделанное. Там скучно и неприятно. Тот факт, что наши дети больше всех в мире сидят в соцсетях, - не что иное, как признак непривлекательности окружающей их реальности.

Резюме: через 10 лет человек сможет с любой точки открыть весь мир. Запомним: переворот завершится к 27 году.

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон