Рейтинг@Mail.ru

02.11.2016

Научно-практическая конференция "Электронный учебник Подмосковья". День второй Московская обл.

Региональные новости

Второй день фестиваля «Учительская книга» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) посвятили естественным наукам. Задачки по физике и химии, новые стандарты в изучении биологии, подготовка к математическим олимпиадам…

И на конференции «Электронный учебник Подмосковья», разумеется, прежде всего обсуждались учебники по предметам естественно-научного цикла.

Впрочем, выступление Артема Соловейчика, главного редактора издательского дома «Первое сентября», вице-президента объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф», было посвящено МЕТАучебнику, особой электронной оболочке, соединяющей в себе информацию из разных областей человеческого знания. Учебнику, пока не существующему, но постепенно возникающему - в ответ на вызовы времени. Ведь страшно сказать: 80% популярных сегодня учебников созданы до 1991 года. Сколько всего изменилось с тех пор… А дети все те же параграфы читают, про окислительно-восстановительные реакции и законы инерции. Не совсем понимая, зачем им нужна эта информация.

Если исходить из того, что основная задача школы - помочь ученику сформировать собственную картину мира (связанную с реальностью, разумеется), логично предложить ему такой учебник, в котором можно легко переходить от частного к общему (чтобы увидеть, какое место занимает та или иная подробность в целостном процессе) и обратно.

Но как создать такое чудо? Теоретически - не так уж сложно: разбить картину мира на фрагменты, поддающиеся освоению (дидактические единицы), помочь детям усвоить эти фрагменты (методика), а затем создать условия для воссоздания школьником той самой собственной картины мира из усвоенных элементов.

Собственно, с первыми двумя шагами учителя отлично справляются, каждый - в рамках своего предмета. Вот только целостность ускользает. Если бы эту единую картинку собрать на одном экране (раз уж мы про электронные учебники говорим)!

В сущности, ничего невозможного в этом нет. Чтобы включить отдельный фрагмент в общую композицию, нужно ответить на три известных вопроса: что (что означает этот факт, вещь)? где (в какой точке земного шара или вселенной находится или находилась когда-то)? когда (была открыта, существовала)? Значит, МЕТАучебнику необходимы три основных режима.

Первый - лента времени. Все изучаемые в классе темы автоматически соединятся с ней. После тщательного анализа выяснилось, что, с точки зрения школьной программы, на этой ленте окажется всего около шести тысяч точек. Не так уж много.

Второй режим работы нашего МЕТАучебника- глобус или даже звездная карта, где одной или несколькими точками обозначены интересующие нас научные открытия, исторические деятели, явления природы… Конечно, нам не придется вручную выстраивать эти связи - умная программа способна сделать это за нас.

Конечно, самое сложное - режим тезауруса, раскрытие сути каждого элемента, расходящиеся смысловые и ассоциативные связи. Но и это, с учетом имеющихся технических возможностей, посильная задача.

И вот перед нами образ МЕТАучебника будущего (недалекого): каждый параграф (в электронном учебнике с легкостью поместятся все параграфы из всех школьных учебников по всем предметам) связан с видео- и аудиоматериалами по теме, с тренинговыми и проверочными заданиями, а главное - с теми тремя мета-режимами: с глобусом, с лентой времени и с тезаурусом. И сколько возможностей - уже не технических, педагогических!

Впрочем, участники конференции не только мечтам предавались. О практических злободневных задачах тоже поговорить успели.

Открытый урок Анны Раздорской, учительницы московской школы №1413, был посвящен не столько фотосинтезу, сколько нераскрытому потенциалу электронных учебников. Да, увеличивать картинки, копировать отдельные фрагменты - это все умеют. Но многие педагоги и не знали, что учебник позволяет каждому ученику записать устный ответ, прокомментировать собственноручно созданную в том же учебнике презентацию, схему и отправить свой ответ учителю. Представляете, на уроке выскажутся не пять-шесть избранных, а все присутствующие! Преподаватель потом послушает эти файлы, возможно, даже оценит некоторые, использует на следующих уроках. Для кого-то из медленно, плохо пишущих детей - это шанс проявить себя, продемонстрировать свои способности, не переживая по поводу временных трудностей. Кстати, учитель тоже может свои замечания надиктовать: выслушать аудиофайл ребенку, наверное, приятнее, чем разбираться в наших пометках на полях тетради.

В электронный учебник можно загрузить шаблоны для создания книжек, комиксов. И вот уже слушатели конференции превращают сложный текст параграфа в серию забавных картинок со смешными титрами. А рефераты, выполненные в форме небольших книжечек, учитель без труда соединяет в солидный научный сборник. И все эти творческие работы легко продемонстрировать на страничке класса или школы, чтобы и ребята порадовались друг за друга, и родители могли понять, чем заняты их дети на уроках, за что они получают свои «пятерки».

Поскольку электронные учебники могут быть связаны между собой в локальную сеть даже без интернета, с ними удобно отправиться на экскурсию, они помогут организовать групповую работу в природных условиях. Для биологов - ценное преимущество.

А если возникают технические проблемы, по совету Анны Александровны, можно обратиться за помощью на сайт http://apdrussia.ru/, с которым сотрудничают опытные в компьютерных тонкостях педагоги-консультанты. Кроме того, на сайте ibook.1september.ru/ открыта регистрация на дистанционный курс повышения квалификации (36 часов), который даст преподавателю шанс справиться с техническими сложностями (и сертификат установленного образца в придачу).

Выступление методиста центра «Электронный учебник» АО«Издательство «Просвещение» Елены Ходовой также не ограничилось рамками предмета. Много внимания было уделено вопросам сохранения здоровья детей: сколько времени может ученик работать за компьютером, не рискуя потерять зрение. Как часто в течение дня разрешено ему возвращаться к компьютеру? Какова должна быть продолжительность перерывов?

Кроме того, бурно обсуждалась проблема сохранения, к примеру, навыков письма у детей, которые чаще печатают на клавиатуре, чем что-то записывают ручкой в тетради.

И, конечно, возникали правовые вопросы: наши подростки способны скачать что угодно откуда угодно, в том числе электронный учебник. Насколько издательство в состоянии защитить свою продукцию? Насколько педагоги могут объяснить детям важность соблюдения законов?

Заместитель руководителя Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение» Владислав Жумаев постарался, в большей степени, сосредоточиться на физике. Но и ему приходилось отступать от темы. Благо возможности электронного учебника это позволяли делать.

В сущности, уже сегодня электронный учебник становится своеобразным аккумулятором огромного количества материалов, имеющих отношение к той или иной учебной теме. Конечно, существует противоречие между желанием «объять необъятное» и требованием создать «легкий» по объему учебник, который бы без проблем загружался на любое устройство. Противоречие между стремлением максимально унифицировать все программы и даже «кнопки» учебников и- одновременно- предоставить педагогам возможность собирать и структурировать контент по своему вкусу…

Что ж, процесс создания современного электронного учебника еще только начался. И у педагогов есть шанс стать участниками инноваций.

Конференции

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон