Рейтинг@Mail.ru

31.01.2017

Педагоги и родители в воспитании детей Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

Кто, в конечном счете, несет ответственность за поведение и обучение ребенка? Школа или семья? Почему на учителя возложили обязанность заниматься формированием личности учеников (согласно ФГОС)? Разве не семья закладывает основы нравственного развития, базовые ценности и цели? Это неразрешимое противоречие между учителями и родителями существовало всегда, но в последнее время оно не только не сгладилось, а даже обострилось.

Претензии педагогов и родителей друг к другу возрастают, когда успехи ребенка в учебе далеко не так впечатляющи, как хотелось бы взрослым, да и поведение школьника оставляет желать лучшего. Именно в такой момент родители и учителя чаще всего начинают искать виноватого в сложившейся ситуации. И, что интересно, нередко находят, обвиняя в происходящем противоположную сторону.

Школа считает, что полную ответственность за воспитание ребенка несут родители. Именно семья в значительной степени влияет на поведение и обучение школьника.

В свою очередь, родители уверены, что, проводя огромное количество времени в школе, ребенок именно там усваивает нормы поведения, а педагогический коллектив обеспечивает образовательную среду, в которой ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Так, если ребенок попадает под неблагоприятное влияние одноклассников, не усваивает школьную программу, то, как считают родители, виновата в этом школа.

Стоит сказать сразу: ответа на вечный вопрос «кто виноват» экспертами в психолого-педагогической сфере не дается, поскольку сама его постановка в корне не верна. На воспитание взрослеющего человека и становление его личности влияют и школа, и семья, и сверстники, и множество различных факторов. Но очевидно другое: родителям и педагогам в этом процессе важно не просто не становиться на позиции противостояния, но и использовать все возможные формы сотрудничества. На это, кстати, указывается во ФГОС: реализация основной образовательной программы должна быть направлена на ее доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей), а также предоставлять им возможность участия в ее проектировании и развитии.

Конечно, педагоги могут вполне закономерно заметить на это, что родители, как и их дети, - принципиально разные, и далеко не все вообще идут на контакт, не говоря уже о какой-то помощи и поддержке работы педагога. И если еще в начальной школе у родителей хватает педагогического запала, чтобы участвовать в жизни класса и школы, то в средней и старшей школе их активность сходит на «нет». Это действительно так, однако постараться их вовлечь в решение школьных задач и проблем их детей, используя различные способы для взаимодействия, - задача современного учителя, у которого есть для этого довольно неплохой арсенал средств.

Рассмотрим, к примеру, типичную, к сожалению, ситуацию беседы, когда педагог вызывает родителя в школу и говорит примерно следующее: «У вашего сына в начале года были неплохие оценки по предмету, а затем они резко снизились. Что произошло, почему ребенок перестал учиться?» В огромном количестве случаев родитель просто разведет руками и ответит: «А я откуда знаю? Это же ваш предмет, вот и разбирайтесь, что произошло, почему мой ребенок вдруг потерял к нему интерес. Что вы сделали не так?»

В данном случае конструктивного диалога не произошло, потому что вопрос изначально был поставлен как некоторая «нехорошая догадка» - вы, родители, точно знаете, в результате чего ваш ребенок вдруг перестал хорошо учиться, вот сейчас и отчитайтесь в этом (даже если педагог и не имел этого в виду прямо, прозвучало это именно так).

На это родитель моментально встает в оборонительную позицию и начинает уже прямо обвинять педагога. Хотя ни один, ни другой не понимают, а что же действительно произошло. Но ведь что-то случилось и повлияло на то, что ребенок внезапно перестал готовиться к предмету, который до этого знал неплохо. Цель у взрослых общая - выявить причину снижения уровня успеваемости и помочь ребенку справиться с этой проблемой. Однако, как правило, и родители, и педагоги сводят обсуждение проблемы к констатации факта и перекладыванию ответственности на другую сторону.

А причин ухудшения школьной успеваемости может быть очень много. Например, снижение интереса к предмету может быть следствием недостаточного понимания какого-то нового параграфа, потянувшего за собой «снежный ком» невыученных заданий. И как следствие - конфликт с учителем (который, кстати, мог и не заметить проблемы, сочтя ситуацию рядовой), обесценивание достижений ребенка или самого предмета в семье или что-то еще, вплоть до медицинских факторов - например, повышенной утомляемости и так далее.

Совсем по-другому могла бы быть построена беседа, если бы педагог, отметив снижение успеваемости, сказал, что лично он пока что не видит объективных причин для этого, и, возможно, родители могли бы чем-то помочь для прояснения ситуации - может быть, что-то заметили именно они? Важно подчеркнуть общность цели и важность сотрудничества в этом вопросе и предложить родителям сотрудничество в том, чтобы понять, что происходит с их ребенком, и показать желание исправить ситуацию и описать, какую помощь они могли бы оказать своему ребенку, чтобы преодолеть трудности.

Итак, как учителю построить индивидуальную беседу, чтобы перевести родителей из противников в союзники? Как правило, родители подходят с большим пониманием к ситуации, когда со стороны школы признается важность их роли в развитии и воспитании ребенка, однако при этом отсутствует позиция обвинения или нагнетания тревоги («такими темпами он быстро скатится по всем предметам»). Это, скорее, следующая позиция: вы, родители, не одни наедине с ребенком, и мы вам поможем, но и мы, педагоги, не одни - помогите нам, ведь у вас для этого есть большие возможности. Можно также обрисовать и хорошие перспективы совместных усилий («ваш ребенок сможет успешно сдать ГИА и ЕГЭ», «в будущем он сможет хорошо ладить в любом коллективе» и пр.), то есть акцентировать внимание на успехе, а не на возможной неудаче.

Большое пространство для маневров в сфере налаживания отношений с родителями представляет формат родительских собраний. Сейчас многие родители относятся к ним негативно, а то попросту анекдотично, как к череде постоянных поборов («вход бесплатный, выход - платный») и ругани («мы снова узнали, что наш класс - самый плохой за всю историю школы»). Часто собрания в принципе представляют некую арену противостояния родителей и педагогов. Что же делать для того, чтобы изменить их характер и получить на выходе максимальное количество соратников, а не противников?

Во-первых, можно попробовать отойти от традиционной формы подачи информации в виде монолога учителя (или нескольких преподавателей-предметников по очереди), при которой большая часть родителей «засыпает» (а многие и вовсе не приходят), а предоставить им возможность встать на активную позицию, перейти к диалогу. Про интерактивные приемы, которые можно применять на собрании, рассказывает М.Ю.Чибисова, кандидат психол. наук, доцент МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября» в ходе вебинара «Интерактивные приемы на родительском собрании».

При помощи таких приемов даже в рамках одного собрания можно решать самые разные задачи: получать обратную связь от родителей, предоставить им возможность задуматься над теми или иными вопросами, дать новые знания и создать эмоционально позитивную атмосферу. Конечно, собрание при этом не должно превращаться в тренинг, интерактивные приемы, которые подойдут в данном случае, - крайне компактные и, конечно, безопасные, не затрагивающие семейные проблемы или сложности с конкретным ребенком.

Возможны и другие формы взаимодействия с родителями - например, родительские клубы, семинары, тренинги родительской компетентности и так далее. Про один из видов взаимодействия учителей, родителей и детей рассказывает И.В. Мельникова, кандидат психол. наук, доцент, педагог-психолог средней общеобразовательной школы МГПУ в ходе вебинара «Как организовать детско-родительские встречи в школе?». Такие мероприятия позволяют установить более тесные отношения во внеучебное время, что, в конечном счете, поможет и наладить сотрудничество в учебе. Дети, родители и педагоги в данном случае выступают как созидатели образовательной среды, причем характер складывающихся при этом взаимоотношений позитивно влияет на налаживание партнерства. Интерактивные встречи возникли на стыке социально-педагогического тренинга, внеклассного мероприятия, родительского собрания, они опираются на ресурсные стороны личности и во многом основаны на принципах гуманистической психологии.

Кстати, установление взаимодействия между педагогами и родителями не менее важно и в дошкольном образовании, для которого также применяются определенные методы. В частности, об этом рассказывает О.Е. Веннецкая, кандидат пед. наук, ведущий научный сотрудник РАО, г. Москва, участник разработки программы «Миры детства» в ходе вебинара «Информационно-образовательная поддержка родителей дошкольников». Конечно, учитывая то, что еще совсем недавно дошкольное образование брало на себя управляющую роль, педагогам бывает сложно быстро перестроиться, однако сейчас понятие сотрудничества, как и понимание того, что его необходимо выстраивать, получает всё большее развитие. Более того - именно здесь налаживание партнерства с родителями приобретает особенное значение, ведь начиная с самых первых ступеней образования они получают позитивный опыт взаимодействия с педагогическим коллективом, и в конечном итоге это сделает работу школьных педагогов еще более эффективной и успешной.

Надежда Двоскина

Школа и родители

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон