Рейтинг@Mail.ru

03.03.2017

Сложности инклюзивного образования Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

Самой большой сложностью введения инклюзивного образования в российских школах является не отсутствие универсальной безбарьерной среды, а внутренние барьеры сознания: неприятие этого нововведения учителями и родителями.

Высказывается множество опасений: смогут ли дети с ОВЗ вписаться в класс, не будут ли подвергаться насмешкам и издевательствам? Смогут ли успевать за остальными в прохождении программы? А что делать учителю, у которого в классе, помимо такого ребенка, еще десятки других - тоже не самых простых - детей?

Родители, в свою очередь, переживают, что из-за ребенка с ОВЗ их детям будет уделяться меньше внимания.

И, как это нередко бывает, страх диктуется недостатком информации. С этого и стоит начинать руководству школ - с информирования педагогического коллектива и родителей о том, что такое инклюзивное образование и для чего оно необходимо.

С 2016 года инклюзивное образование является обязательным для всех российских учебных заведений. Это, безусловно, снимает огромное количество дискуссий о том, нужно ли его вводить в конкретной школе или нет. Однако не стоит ограничиваться только этим фактом, поскольку в данном случае, помимо формального согласия с законодательством, крайне важно еще и внутреннее принятие нововведения.

Стоит остановиться подробнее на вопросе: а для чего вообще у нас вводится инклюзивное образование? Вопреки распространенным мнениям, это вовсе не дань моде или подражание западу. Это серьезный шаг в будущее, в котором по-настоящему должны работать права равных возможностей в образовании. Путем совместного обучения будет в конечном итоге образовано общество, которое научится существовать без изоляции людей с ОВЗ, поскольку с самого детства люди будут получать конкретные навыки совместной деятельности.

Времена, когда инвалидность считалась чуть ли не позором, а люди с ОВЗ надежно прятались от взглядов здоровых людей за стенами своих квартир и спецучреждений, должны уходить в прошлое. Одним из основополагающих принципов инклюзивного образования является также понимание, что ценность человека не определяется его достижениями и способностями, и что каждый имеет право на то, чтобы чувствовать, быть услышанным и получить поддержку и дружбу сверстников.

В ходе вебинара «Организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ» И.Е. Аверина, учитель-дефектолог высшей категории, психолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799», отметила еще один значимый момент, на него также стоит обратить внимание в первых беседах с педагогами и родителями. Изменения, которые входят в нашу жизнь, могут быть очень непростыми, и тут важно то, воспринимаем ли мы их как проблему или как возможность. Инклюзивное образование - это возможность не только для детей с ОВЗ, но и для других детей и их родителей: научиться общаться с самыми разными людьми, проявлять помощь и сотрудничество, искать нестандартные подходы к решению бытовых задач.

Разумеется, даже при самом благожелательном настрое сложностей на этом пути немало, однако в настоящее время уже наработан и определенный опыт их преодоления. Например, бывает так, что в конкретной школе нет специалистов по работе с детьми с тем или иным конкретным заболеванием (возможно, таких детей просто очень мало). В таких случаях могут создаваться ресурсные психолого-педагогические или медико-социальные центры, с которым образовательное учреждение могло бы сотрудничать по договору. Внешние специалисты составят специальные программы для детей с особыми потребностями и объяснят воспитателям, как им действовать в новых условиях.

Основная особенность инклюзивного обучения состоит в том, что дети с ОВЗ - разные, и каждый раз к ребенку требуется индивидуальный подход с учетом своеобразия его развития. Например, они могут совершенно по-разному устанавливать контакт, и учителям и воспитателям нужно знать и не бояться этого. Например, бывает так: ребенок хочет обнять другого, но не знает как это сделать, и хватает того за шею. Педагогу важно не начать паниковать и кричать на ребенка. Правильно будет подойти и помочь, сказав при этом: «Он хочет тебя обнять, но не знает как. Давай поможем ему». Это снимет тревогу и у детей и, в конечном счете, у их родителей - те увидят, что за взаимодействием детей следят и направляют его в конструктивное русло.

Немаловажно, чтобы все - учителя, родители, дефектологи, психологи и другие работники образования - действовали согласованно. В дошкольных организациях, в частности, можно проводить консилиумы, в которых будут принимать участие и воспитатели групп с такими детьми. Это позволит педагогам не оставаться один на один с возникающими проблемами и почувствовать себя увереннее.

Сложности возникают и в ходе работы с родителями. Прежде всего, важно понимать, что родители детей с ОВЗ сами могут быть довольно глубоко травмированы сложившейся ситуацией, болезнью детей. К тому же далеко не все эти семьи полные (часто отцы уходят из семей, где родился нездоровый малыш). Им приходится объяснять, что в данном случае семья и учителя должны выступать в тесном сотрудничестве для создания благоприятной среды, в которой будет развиваться ребенок. Что же касается взаимодействия с переживающими родителями других детей, то тут помощь может оказать психолог, который прояснит тревожащие их вопросы. При внимательном и понимающем отношении именно родители могут стать дополнительным ресурсом для педагогов.

В ходе вебинара «Организация условий для успешного обучения детей с ОВЗ в школе» И.В. Карпенкова, психолог, кандидат социологических наук, специалист АНО «Наш солнечный мир», автор пособия «Тьютор в инклюзивной школе», рассказывает также про особенности создания объектной среды для детей с ОВЗ. Переступая порог школы, ребенок оказывается в совершенно неизвестном мире. Ему бывает совсем нелегко сориентироваться и попасть в нужный класс. И выясняется, что только пандусами комфортную среду не создать! В одной школе должна быть определенная разметка для детей с двигательными нарушениями, а в другой школе в этом необходимости нет, зато для детей-аутистов, возможно, придется изменить освещение.

Не менее важно и то, какие предметы находятся в классе. Например, часто вместо штор вешают жалюзи, а для ребенка этот предмет - настолько интересен, что больше он ни о чем думать не может. Приходится жалюзи менять на шторы. Но для некоторых детей и полоски ткани крайне увлекательны, и приходится снимать и их. Другими словами, в этом вопросе также все решает гибкость коллектива школы и готовность находить нестандартные решения.

«Наша задача как учителей - акцент не на результат, а на процесс», - отмечает И.В.Карпенкова. И если процесс инклюзивного образования будет идти успешно, дети и их родители будут довольны, - то это и станет достижением цели: изменения качества жизни.

Одной из главных сложностей в вопросе инклюзивного образования становится детский коллектив - собственно, то, ради чего дети с ОВЗ и переводятся в общие школы. Что сделать для того, чтобы дети приняли отличающихся от них сверстников? Необходимо формировать у них верное отношение - не снисходительности и жалости, а помощи, поддержки и сотрудничества. Многое из процесса сопровождения можно поручать самим детям - они могут довести ребенка за руку в столовую или объяснить ему какой-то пример. Важно также давать и самим детям с ОВЗ задания, с которыми они смогут справиться - например, собрать во дворе листья или перенести книги из класса в класс - и после этого при всех отмечать их успехи.

Очень многое в организации нового для школы процесса строится на готовности педагогов повышать собственную квалификацию. На сегодня уже разработаны специальные программы, методы и учебные пособия для проведения занятий в инклюзивных классах. Имеются возможности и дистанционного обучения, что немаловажно для педагогов с высокой занятостью. Это может быть рассмотрение более узких тем - как, например, на вебинаре «Сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в начальной школе в условиях инклюзивного образования» клинического психолога, сертифицированного детского психотерапевта, педагога-психолога ГБОУ «Школа 1298» А.А.Боевой.

Видеозаписи вебинаров на сайте: вебинары.1сентября.рф

Возможно и общее повышение квалификации педагогов - также на дистанционной основе. Педагогический университет «Первое сентября» предлагает программу «Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС», в ходе которой слушатели научатся создавать условия для обучения детей с ОВЗ, адаптировать рабочие программы учителей, а также организовывать взаимодействие всех участников этого процесса. Посмотреть подробную информацию о курсе и записаться на обучение можно на сайте: университет.1сентября.рф /distance/23/001/

Надежда Двоскина

Вебинары

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон