Рейтинг@Mail.ru

01.04.2017

День учителя начальной школы (день 2-й) Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Учителя, работающие с самыми маленькими школьниками, раньше других своих коллег стали осваивать требования ФГОС на практике. Поэтому сегодня они со знанием дела и опираясь на опыт обсуждают метапредметные навыки, универсальные учебные умения, личностные результаты.

Предметные знания перестали быть единственным школьным ориентиром. Именно поэтому так востребована была лекция «Проектная исследовательская деятельность в начальной школе», которую читал заведующий кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, кандидат педагогических наук Сергей Ловягин. Участники Марафона узнали об апробированном в нескольких начальных школах проекте, интегрирующем изучение окружающего мира, математику, развитие речи, информатику. Подход, лежащий в его основе, помогает наращивать естественнонаучную грамотность. Она важна не только для будущих физиков или метеорологов, но и для каждого из нас, подразумевая честное, здравое восприятие жизни. Человек, освоивший ее, сможет критически подходить к чужим мнениям и вырабатывать свой взгляд на основании собственного опыта.
Сергей Александрович проанализировал педагогические инструменты, позволяющие воплотить в жизнь школьников исследовательский подход. Например, учебный календарь, представляющий собой и журнал наблюдений, и летопись событий класса на многометровой полосе бумаги. Это простое и действенное средство развивает у детей эмоциональный интеллект, умение наблюдать и фиксировать, приучает грамотно работать с информацией. Другой пример - коробка изобретателя. Так же просто и эффективно: группа учеников получает коробку с разными предметами в избыточном количестве (картон, ножницы, веревочки, емкости…). Из них надо собрать «прибор» с востребованной на текущем занятии функцией: измерить силу ветра, например, или ловить насекомых. Без каких бы то ни было инструкций учителя: полная свобода для инженерного творчества и сообразительности. Коллегам, заинтересовавшимся идеями исследовательского подхода, ведущий порекомендовал сотрудничество с платформой ГлобалЛаб, чьи разработки можно использовать для проектов в начальной школе.
Так же широко трактовались результаты обучения на лекции «Повышение метапредметного потенциала информатики в начальной школе», где кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Александр Горячев на примере УМК «Информатика для всех» представлял роль информатики в школьном образовании. Ведь эта область знания не ограничивается пользовательскими навыками при работе на компьютере. Информатика - это освоение умений получения и передачи информации. Разные люди понимают сообщение, закодированное в тексте, изображении, графике, по-разному. Кто понимает лучше, тот получает больше информации.

Особенно важно начинать эту работу в начальной школе, чтобы способы получения и передачи информации закладывались в основу умения учиться. Уже с первого класса мы можем учить детей точно отвечать на вопросы, соотносить причину и следствие, преподносить информацию в виде схем, осваивать знаковые элементы текста, использовать визуальные средства. Одним словом, ориентироваться при поиске информации и излагать ее наилучшим образом.

В самых традиционных и привычных учебных предметах взгляд на изучение материала тоже стал более объемным. Учителя активно осваивают методики, в логике которых ребенок контролирует себя, изучает способы учебной работы, сравнивает, моделирует. Этот подход был представлен на лекции «Педагогическая диагностика успешности обучения и её вклад в становление функциональной грамотности младших школьников», которую прочитала Елена Кочурова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО.

Заслуженный учитель РФ Ольга Калинина на лекции «Технология обучения русскому языку в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО» поделилась с коллегами опытом по формированию разных способов и приемов самооценки, посоветовала, какие опоры можно предложить недостаточно успешному ребенку. Участники Марафона узнали, теперь уже на материале русского языка, о способах работы с информацией. Это и понимание текста, и выделение непонятного, и поиск объяснения. Были представлены формы организации урока с примерами из практики, технология обогащения речи, элементы инклюзивного образования в виде заданий разного уровня сложности.

И конечно, учителей, даже самых опытных и умелых, волнуют предстоящие ВПР. Для всех, кто хотел получить информацию по этой теме, предназначалась лекция «Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам: окружающий мир, русский язык и математика в 2017 году», где Елена Волкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1374», победитель конкурса «Мое призвание - учитель», председатель Ассоциации УНК города Москвы, лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», поделилась опытом по подготовке детей к ВПР. Она напомнила о графике их проведения, о том, что начинать готовиться нужно уже со второго класса и не забывать о работе с родителями. Участники Марафона пополнили свои знания о приемах и способах, которые позволяют наращивать общеучебные навыки. Особый интерес вызвал обзор типичных заданий и примеры тех, что вызывают наибольшие трудности. С которыми дети наверняка справятся - при поддержке учителей, получивших столько полезных рекомендаций и новых идей на этом этапе Марафона.

Информацию о втором Дне учителя начальной школы смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-01-1529436#section-3

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон