Рейтинг@Mail.ru

05.04.2017

День учителя химии Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Облачно с прояснениями – такой была не только погода в день Учителя химии, но и настроение многих участников марафона. Химия переживает непростые времена: часов все меньше, контрольно-оценочных мероприятий все больше, дети упорно показывают посредственные результаты на ЕГЭ. Эксперты, методисты и авторы учебных пособий поспешили на помощь учителям.

Больше всего педагогов собралось на лекции доцента Института педагогики и психологии образования (ИППО) МГПУ Дмитрия Добротина. Тема животрепещущая: «Методические особенности подготовки к ЕГЭ по химии с учетом изменений в КИМ 2017 года».

- ЕГЭ проводится уже семнадцатый год, а к нам в комиссию поступают те же самые вопросы: не все правильно понимают, как устроен экзамен. Сильные дети теряют баллы: нам кажется, что случайно, а на самом деле за этим часто стоит наше пренебрежение мелочами. Мы-то каждый год готовим, нам многое кажется очевидным. А для ребенка это первый экзамен по химии!

Добротин дал педагогам много полезных советов. Во-первых, чтобы не гадать, что может, а чего не может быть в ЕГЭ, изучайте нормативные документы: КИМы, кодификаторы, спецификации. Во-вторых, давайте детям в помощь перечень элементов содержания курса. Для них это полезный ориентир. В-третьих, объясните «высокобалльникам», что задания базового курса нужно отработать, даже если они на олимпиадах и не такое решали.

- Из-за снисходительного отношения к части А отличники и теряют баллы - а им, наоборот, нужно бороться за каждый балл, не уповая на апелляции. На всякий случай, настройте детей на то, что после ЕГЭ жизнь не заканчивается, и не стоит ради сдачи рисковать всем, особенно нервами и здоровьем.

Невозможно написать ЕГЭ без метапредметных умений: правильно прочитать задание, в нужной последовательности записать номера ответов в таблицу. Алгоритмы выбора нужного вещества из перечня нужно специально проговорить с ребенком, причем эксперт считает нерациональным решать задачи «в ряд», подставляя каждое вещество под каждую реакцию. Экономнее будет пробежаться «сверху вниз», выбрать точно совпадающие пары: так затратишь меньше сил.

В целом, большинство заданий ЕГЭ знакомые, а вот ошибки всегда новенькие. Ученики пропускают побочные продукты реакции, не расставляют коэффициентов, составляют схемы вместо уравнений реакции, используют не структурные, а молекулярные формулы веществ. Правда, не все просчеты будут строго караться:

- Если в цепочке реакций не указаны условия, то в методических рекомендациях советуют не снижать. Но лучше, чтобы все-таки они указывали условия.

Педагоги возражали: а моему ученику за это снизили! А иногда ответы бывают неоднозначные!

- Нам намекают на то, что у нас неоднозначные ответы, - улыбнулся Добротин. - Но все наши варианты проходят серьезную экспертизу, у меня не повернется язык обвинить моих коллег в незнании химии. Если вам кажется, что вопрос неоднозначный - пишите нам на почту, разберем. Или просто выбирайте максимально вероятный вариант.

В это время заведующий лабораторией химии Политехнического музея Денис Жилин выступал на лекции «Особенности изучения химии на углубленном уровне средствами УМК издательства «Просвещение». В основном курсе химии, действительно, слишком мало сказано о самом интересном: свойствах материалов, устройстве промышленных предприятий:

- Нас ругают, что курс химии оторван от жизни - а мы его привязываем, - объясняет ученый. - В учебнике дано много любопытных примеров, что важно, современных! А описание процесса производства кинопленки из целлюлозы - это давно уже прошлый век.

В углубленном курсе химии особенно важно показать общие принципы химических процессов: и это тот самый случай, когда одна картинка может заменить много страниц учебника. Например, диаграммы Пурбе: вся химия элемента в одном графе! На примере железа и марганца Жилин показал учителям, как легко и наглядно подать большой объем материала.

Но это о широком подходе и занимательных заданиях, а типовые задачи и общие требования, традиционно, осветил на лекции «Новые задания ЕГЭ-2017» доцент РГУПС и автор пособий издательства «Легион» Владимир Доронькин.

Метод подготовки педагогов к ЕГЭ по Доронькину - это конкретные примеры и подробные описания каждого решения, с расписанными формулами, уравнениями реакции и фрагментами рассуждений. Особенно встревожил педагогов «восьмой вопрос» ЕГЭ - он всегда вызывал у учащихся большие сложности, средний балл по нему составляет всего около двух процентов.

Кто-то из педагогов высказал предложение вернуться к прежней культуре преподавания: не выходить на урок без реактивов! Показывать все наглядно, дети сразу станут лучше усваивать! Лектор констатировал: все так, но у нас изменился социальный заказ общества, а за ним и стандарт. Наша программа соответствует заказу, и нам, учителям, приходится с ними считаться.

Автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение» Алексей Журин поведал учителям о метапредметности в обучении химии. Все начинается с самого первого урока химии, а именно с процесса формирования общих понятий. Ссылаясь на книгу Давыдова «Виды обобщения в обучении», Журин отметил, что просто «дать» понятие - слабая позиция, ведь ученик может и не «взять». Лучше всего, когда понятие формируется на основе восприятия, причем к восьмому классу у школьников целый ряд понятий уже сформирован. Они понимают, что такое твердый, белый, непрозрачный, теплопроводный. Задача учителя химии - вывести их в одно общее понятие свойства. Оно - надпредметное, крайне важное для дальнейшего процесса познания.

- Коллеги, а как вы объясняете детям, что такое вещество? - вдруг задает вопрос Журин.

Педагоги отвечают цитатой из учебника: то, из чего состоят физические тела.

- Вот оно! Формировать - еще полбеды, а давать определение понятиям мы вовсе не умеем. Вот мы, рассказывая детям о свойствах азотной кислоты, показываем взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Мы берем пластинку, вещество - медь. Берем стакан, вещество - стекло. А кислота имеет тело? Выделяется бурый газ - а он тело имеет? Половина веществ под определение не попадают. При одних условиях это вещество, а при других- уже нет? При температуре свыше 2562 градуса уже никаких тел не остается, а вещества есть.

Так что же делать? Вообще не давать определения этому понятию в восьмом классе. На интуитивном уровне дети уже понимают, а неверными определениями мы только сбиваем их с пути.

Самое главное! Не надо путать метапредметность с размыванием предметной области:

- Я считаю, не дело учителю химии рассказывать о правильном питании или о вреде алкоголя на уроках - это дело биологов. Основным свойством пропорции тоже пусть занимаются математики, у них гораздо больше часов, чем у нас. Мы работаем в условиях жуткого дефицита учебного времени, и играть с общими терминами нам некогда.

В заключении дня распогодилось, общее напряжение от предстоящих ЕГЭ было снято, и педагоги разделились «по интересам». Одни отправились слушать лекцию методиста ОИГ «Дрофа-Вентана» Светланы Гавриловой «Использование современных электронных ресурсов на уроке»: новые ЭФУ радуют тем, что умеют работать без подключения к Интернету, а еще тем, что срок их действия - 500 дней, и не с момента покупки, а с момента активации, то есть с того дня, когда класс стал им пользоваться. Расписывая возможности учебника, методист напомнила собравшимся о правилах использования ИКТ в школе: целесообразность, дозированность, сбережение здоровья ребенка.

Другие учителя посетили лекцию профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МГПУ Павла Оржековского «Мотивация, цели и личностные смыслы познания химии». Как известно, немотивированных учеников хоть час, хоть пять часов в неделю учи, а толку мало. Во многом виной тому отсутствие у детей ответственности за результаты своего обучения: их взяла на себя школа. Отчужденный ребенок не способен ни к самоорганизации, ни к инициативе.

Но мотивация учеников складывается из множества факторов: интерес, ориентация на профессию, мнение значимых сверстников и взрослых, самоутверждение, наконец. Причем, последний фактор является едва ли не самым сильным, а химия как раз способна дать ученику возможность доказать себе, на что он способен. И здесь важно не подавать материал как нечто неподъемно сложное: так мы не даем средним ученикам самоутвердиться. Оржековский советует педагогам стараться не создавать у детей представление о химии как о тяжелой науке, по которой дай бог трояк получить. Гельмгольц сделал карьеру физиолога именно так, на противостоянии - а это очень мощный стимул.

… и в самый разгар лекции на небе засияло солнце.

Информацию о Дне учителя химии смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-05-1529436#section-17

Александра Чканикова

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон