Рейтинг@Mail.ru

08.04.2017

День учителя информатики Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Мир стал другим, будущее наступило. Это я отчетливо поняла на Дне учителя информатики. Все, о чем говорили в предыдущие дни другие предметники, сложилось: новое поколение разительно отличается от предыдущих и образование ему полагается новое.

Но посудите сами: в седьмом классе дети владеют языками программирования, в шесть лет начинают изучать алгоритмы, а способность разбираться в различных цифровых устройствах у них проявляется с момента рождения. В качестве проектной деятельности школьники создают роботов, которые не просто несут самостоятельную ценность, но и служат инструментом для различных проектов - от творческих до информационных. Игрушки печатаются на 3D-принтере, с помощью конструктора LEGO создаются удивительные устройства. Если учесть, что буквально четверть века назад элементарные языки программирования изучали в университете, а теперь это доступно ученику младшей и средней школы, что теперь придумывать фантастам?

3D-моделирование и его продукты продемонстрировали учителям информатики с самого утра, и это привлекло внимание большинства участников Марафона. На лекции «Школы приглашаются в 3D (технологии 3D-сканирования, 3D-печати и панорамной съемки)» Дмитрий Юрьевич Усенков рассказал о вышеперечисленных возможностях. С помощью 3D-технологий учебные заведения могут теперь организовывать работу инженерных классов и уроков по робототехнике, создавать собственные музеи с совершенно любыми экспонатами, печатать наглядные пособия. После окончания лекции преподаватели долго не расходились: внимательно рассматривали продукты 3D-творчества, задавали лектору вопросы.

Конечно, учителя информатики, как и другие школьные преподаватели, обсуждали учебники по предмету. По словам Юлии Николаевны Ниловой - заместителя директора ГБОУ СОШ № 501 Санкт-Петербурга, учителя высшей категории, соавтора УМК по информатике под редакцией профессора Н.В.Макаровой, созданный ими учебник помогает осуществить заложенные в стандарте образования цели через системно-деятельный подход. Лекция Ниловой называлась «Системно-деятельный подход в преподавании информатики» - на основе этого учебника (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). ФГОС определяет цель учебной деятельности, как развитие гармоничной, всесторонне развитой личности. Но эта цель абстрактная, а дети - реальные, далекие от идеала, напомнила лектор. В обсуждаемом учебнике заложен концентрический метод изучения тем, модульность предоставляемого учебного материала для реализации собственного учебного маршрута. Предполагается групповая форма организации образовательной деятельности, материал представлен в избытке, - рассказала его соавтор.

Анатолий Георгиевич Кушниренко, Александр Георгиевич Леонов, Яков Наумович Зайдельман и В.В.Тарасова рассказывали об учебных материалах на лекции «Информатика 7-9 класс - новый комплект учебников издательства «Дрофа». Людмила Леонидовна Босова познакомила учителей информатики с собственным учебником для старших классов и взглядом на предмет через него.

Босова выступала дважды, и на обеих ее лекциях зал был полон. Алгоритмы, по ее словам, здорово развивают, позволяя детям справляться с серьезными задачами. Сложное с их помощью разбивается на более простое, появляется наглядная возможность сравнения задач, четче определяются шаги к цели, цели совершенствуются. После освоения алгоритма осваиваются и языки программирования. Учитель может объяснить предмет детям любого возраста. Людмила Леонидовна уверена, что дети вообще способны освоить любой материал, но для этого необходимо время. На информатике, для которой, по мнению легендарного автора учебника, было бы оптимально два часа в неделю, дети учатся думать, рассуждать, формулировать. Они узнают, что такое информационная культура, осваивают этапы работы с информацией, осваивают навыки нахождения информации, осмысливают ее, учатся задавать вопросы. Предмет знакомит учеников с историей, рассказывает о выдающихся ученых. Есть даже раздел по колористике и финансовой грамотности.

Вообще, информатика стала настолько естественной в современном мире, что овладевают ей уже в дошкольном возрасте. Преподаватели утверждают, что осваивать предмет лучше как можно раньше. То, что изучается в 7 классе, по мнению специалистов, способны понять дети, начиная с шестилетнего возраста.

Д.ф.-м.н., профессор, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов, отметил, что многие дети сегодня рано начинают заниматься коммерческим программированием. Профессор выступил с лекцией «Концепция развития технологического образования в школах РФ и место ИКТ», во время которой поговорил с учителями о ситуации в школах, о роли информационно-компьютерных технологий, об интеграции ИКТ с предметом «Технология». По мнению Алексея Львовича, необходимо собрать содержание образования, которое может идти разными путями. Нужно также создать олимпиаду по технологии. Он обратил также внимание учителей на то, что важно мотивировать детей на те направления деятельности, которые развиты в регионе их проживания (36% всех участников Марафона приехали из регионов).

Интересным получился мастер-класс по робототехнике «Учебный проект как эффективный компонент системного образования», который проводили Надежда Николаевна Самылкина и Виктор Викторович Тарапата. Многие участники Марафона пришли в нем поучаствовать. Надежда Николаевна считает, что детей задавили дидактическими материалами. Но необходимый практический результат достигается через проектную деятельность. К сожалению, в детских проектах сегодня больше заинтересованы взрослые - родители, учителя. При этом они не помогают детям, а делают все за них. В такой проектной деятельности нет смысла. Между тем, через проекты ребенок проверяет себя, примеряет себе роли, учится на ошибках.

Проект «Образовательная робототехника», серия «РОБОФИШКИ» продемонстрировали прямо на месте. Ведущие отметили, что робот - лишь инструмент для проекта. Чем шире возможности у собранного робота, тем лучше, а создание робота не самоцель, а лишь этап внутри другого проекта. Надежда Николаевна напомнила, что навык управления проектной деятельностью очень важен в любой профессии, и в школах необходимо уделять этому больше внимания. Кроме того, нужно учить детей определять ценность еще не реализованного проекта. В своем докладе профессор кафедры отметила и важность роли учителя, которую необходимо сохранить. Должна сохраняться функция объяснения, подчеркнула Надежда Николаевна. В заключение своего доклада Самылкина пригласила на курсы повышения квалификации, которые проводятся как на базе МПГУ, так и в школах, по заявкам. Информацию об этом можно получить по адресу: nsamylkina@yandex.ru. А дальше перешли к практической части, которую вел Виктор Викторович. Присутствующие разделились на команды и собирали кнопочный звуковой передатчик. После сборки команды передавали друг другу с помощью азбуки Морзе слова и их расшифровывали. Удивительно плодотворной и творческой оказалась практическая деятельность учителей информатики, что дает основания для уверенности, что и уроки в школе будут проходить весело и плодотворно.

Информацию о Дне учителя информатики смотрите на сайте:

марафон.1сентября.рф/2017-04-07-1529436#section-19

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон