Рейтинг@Mail.ru

17.04.2017

День учителя английского языка Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Иностранный язык – один из предметов, значение которого признается и родителями, и детьми, и государством. Тем более, через пару лет грядет обязательный ЕГЭ по английскому! Как пошутил один из спикеров дня, 2020 год официально объявлен годом ОГЭ, а 2022 – годом ЕГЭ по иностранному языку.

На лекции «Практическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: итоги 10-летнего опыта» ведущий методист издательства «Макмиллан» Наталья Галанина призвала педагогов готовиться к переменам.

Если посмотреть на динамику результативности ЕГЭ с 2014 по 2016 год, то результаты хороши: средний балл растет, число неуспешно сдавших сокращается, а детей, набравших от 81 до 100 баллов, становится все больше: с 20,8 до 35, 9 процентов. Средний балл ЕГЭ вырос от 61 до 68 баллов. Но радоваться рано: сейчас сдают ЕГЭ по английскому только 10% учеников, а наша ближайшая перспектива - 100% выпускников. Так что расслабляться некогда!

Прежде всего, запомним: тесты не учат! Они только показывают имеющиеся знания учащихся. Настоящее обучающее занятие - это командная работа, доброжелательная атмосфера и, вообще говоря, веселье. Have fun, как говорят англичане! При этом программа Macmillan достаточно серьезна: много аудирования, серьезная грамматика, еще более серьезная лексика, причем с регулярным повторением: иначе все забудется!

От представительства департамента экзаменов Кембриджского университета выступил опытный педагог и репетитор Гари Крауткрамер. Чтобы сдать кембриджские экзамены, необходимо использовать эффективные стратегии чтения, направленные на понимание слов и грамматики. По мнению Крауткрамера, на первых порах нормально тратить много времени и сил на то, чтобы заставить детей учить слова и расширить лексикон - но это не учит детей актуализировать язык, понимать смыслы предложений. Качество чтения превыше всего, а для этого надо учить улавливать структуры, просматривать, анализировать. Skimming and scanning - наше все!

Чтобы сделать иностранный язык близким и понятным российским ученикам, нужно погружаться в культуру языка. Мастер-класс «Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции на уроках английского языка: творческий подход» провела Оксана Данчевская, кандидат культурологических наук, доцент кафедры фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков МПГУ. Учителям предложили использовать всевозможные языковые игры, включая игру в ассоциации, шарады, опыт анализа рекламы и даже адаптации каламбуров и рекламных слоганов (игра в локализацию). Детям постарше удобно предлагать дебаты на «острые» темы, круглые столы, споры, ролевые игры.

- Рассмотрим творческое задание с пословицами и поговорками: даем начало, а ученики должны креативно их закончить. Потом наоборот: убираем вторую часть, а к первой просим придумать необычный и разумный посыл. Можно работать и на скорость, и на количество: попробовав написать пять продолжений к выражению «There is no place...», учителя поняли, что задача может оказаться непростой даже для сильных учеников.

Старший научный сотрудник Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учитель английского языка высшей категории Ольга Корчажкина обратила внимание педагогов на метапредметные компоненты в структуре ЕГЭ по английскому языку. В настоящий момент в ЕГЭ по английскому происходит переход от модели идеального интеллекта к модели идеального креатива: от учащихся все меньше ждут знаний и все больше - умения их получать, делать логические заключения, создавать какой-то интеллектуальный продукт.

Корчажкина поделилась с учителями прогнозом: к 2025 году ожидается уменьшение роли чисто предметных диагностик; будут оценивать метапредметные результаты, проверять способность действовать в реальных жизненных ситуациях. Фактологическая информация должна носить подчиненный характер: не так важны факты, как возможности использовать навыки.

- Буквально позавчера, 14 апреля, на международном салоне образования эксперт ОЭСР рассказал, что очень скоро на тестировании PISA вместо контентных знаний будут проверять процедурные (как рождается знание) и эпистемологические (как извлекается знание). Мы к PISA не готовим, но ориентироваться на это очень важно.

Идеально для этого подходят задания на исследовательское поведение: на сотрудничество, совместное распределение ролей, поиск и обработку информации, работу в условиях неопределенности. Задания «ИП» позволяют проверить, насколько ученики готовы работать в условиях неопределенности. Одна беда: необходимы четкие критерии оценки. Но задания, предполагающие ситуацию исследования проблемных ситуаций с открытым началом и концом, диагностировать очень сложно.

Исполнительный директор национальной ассоциации преподавателей английского языка Петр Степичев вел свою лекцию на английском языке. Тема: «Modern Lesson of English: from Storytelling to Story Dwelling». Перед спикером - большой стол, уставленный яркими коробками с наглядными пособиями для маленьких учеников. Метапредметный компонент показан наглядно: с учениками начальной школы мы решаем на уроках обычные логические задачки. Убираем лишний предмет из группы, классифицируем, устанавливаем последовательность - и все это на английском. Пособия от Айрис-Пресс включают игры и обучающие карточки на все основные темы: цифры, животные, геометрические формы, овощи и фрукты.

Больше всего педагоги были рады встрече с Андреем Мишиным, заместителем директора по научно-экспериментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии №12 г. Твери. Мишин - не только заслуженный учитель РФ, но и заслуженный участник педагогического марафона: вот уже 16 лет он приезжает на марафон, в качестве и слушателя, и спикера.

На этот раз Андрей Мишин вел лекцию на тему: «Главное о главном: практические советы учащимся и учителям перед сдачей ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку в 2017 году». Конкретно о ЕГЭ: в заданиях на анализ текста сейчас все чаще используют не художественные, а научно-популярные, публицистические тексты на острые социальные темы. С них и надо начать подготовку. Старайтесь выискивать актуальные темы: сбережение здоровья, тайм-менеджмент, мода, культурные тенденции. Искать их лучше всего в пособиях для подготовки к международным экзаменам.

- С такими текстами часть B2 сейчас больше напоминает C1, - отмечает Мишин. - Мы с этим можем сделать только одно: practice make perfect!

Сорок минут на работу с таким текстом - маловато, можно пренебречь указаниями методистов и занять немного времени у заданий на лексику и грамматику. Дети пишут эти задания не очень хорошо, но быстро, и дополнительное время им в данном вопросе не поможет, а в работе с текстом позволит заработать больше баллов.

Задание 39 Мишин советует писать сразу в бланк. По жанру это личное письмо, писать его на черновике - пустая трата времени. Дети начинают продумывать интересные места, запутываются, создают себе сложности и делают ошибки. Надо научиться писать эссе просто, быстро и легко: получили свои 140 слов без приукрашивания речи - и идем дальше.

Важная формальность: бланк заданий несколько видоизменился. Теперь в нем можно делать всего шесть исправлений.

- Кстати, мы на уроках никогда не пишем в тетрадях. Только на бланках, - поясняет Мишин. - Дети учатся работать по КИМам, подчеркивать, работать точно как на экзамене. Я в регионе плотно занимаюсь апелляциями - так вот, очень жалко тех, кто не может работать по регламенту.

В письменных заданиях большую роль играет объем текста: минимум 180 слов, максимум - 250. И хотя давать советы по заданию 40 сейчас уже поздно, - за два месяца нельзя научиться писать эссе, - можно предложить ученикам выстраивать четкую схему (примерно на две трети нужного объема), затем склеивать текст словами-связками. И важно не перебрать с числом слов: если объем превышает 275 слов, эксперт проверяет только 250 из них.

- Я с детьми пишу около 30 эссе в год, - рассказывает Мишин, - выбираю тему, которая попадает в кодификатор, но при этом интересна мне и детям. Например, о татуировках и пирсинге. Мы следим за тем, чтобы в эссе дети не забывали четко заявить свою позицию относительно вопроса. Отписки вроде «все мнения достойны» и «Up to you» - не вариант.

После окончания лекции педагоги долго не отпускали Андрея Мишина: говорили долго и по делу, но вопросов осталось еще очень много. Учителя были рады возможности обсудить с опытным практиком наболевшие актуальные темы.

Информацию о Дне учителя английского языка смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-16-1529436#section-6

Александра Чканикова

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон