Рейтинг@Mail.ru

21.04.2017

День учителя основ религиозных культур и светской этики Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Предмет, изучающий основы религиозных культур и светскую этику, появился в школе не так давно. И требования к преподавателям этой новой дисциплины сегодня все еще обсуждаются. Вопрос о том, кто наилучшим образом сможет донести до учеников столь сложное содержание, был актуален и на Марафоне наряду с содержанием курса и дидактическими инструментами.

Ольга Янушкявичене, профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доктор физико-математических наук на лекции «Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка» подчеркнула, что учителю лучше обращаться к темам, которые ему близки и понятны, трогают его самого: «Лучше не говорить о том, чего ты не чувствуешь, не знаешь, не любишь». Кроме этого, она рассказала об опыте воспитания нравственности у детей всех школьных возрастов. В частности, о том, как помочь ребенку осознать свои поступки и побудить к размышлению. На лекции прозвучали рекомендации, как эффективнее работать с методическими пособиями.

Обсуждение содержания курса и методики преподавания стало еще одним направлением работы участников Марафона. Андрей Кулаков, старший научный сотрудник Федерального института развития образования на лекции «Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе» говорил, в частности, о проблемах преподавания. Например, о том, как трудно учителю не акцентировать точку зрения собственной культуры. В качестве иллюстрации ведущий привел примеры различного взгляда разных культур на одни и те же события. Это нужно учитывать, соотносить аргументацию на уроке со средой, где выросли дети.

В то же время, вольно или невольно, мы говорим о других культурах интереснее, свободнее, чем о своей, с ней мы ведем себя осторожнее. Это, видимо, облегчает выполнение одной из задач курса - передавать ощущение восторга, красоты. Чтобы красоту, такую разную в разных культурах, могли воспринимать дети. Чтобы почувствовали, как интересен мир, научились получать удовольствие, расширять эстетическое восприятие. Для этого и сам урок должен быть красивым.

Кроме того, по мере погружения в материал дети учатся принимать другие культуры, взгляды, уважать обычаи. Педагоги должны подготовить учеников к пребыванию в других странах и культурах, где нужно вести себя деликатно, чтобы адаптироваться в чужой среде.

Встречу с религией необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Например, как реагировать на вступление подростка в секту. Или даже на проявления квази- и псевдорелигии, признаки которых можно найти в современной жизни - от сетевого маркетинга до фанатичных групп здорового питания. В них немало сектантских признаков, видеть которые необходимо уметь и учить этому детей.

Однако к концу лекции разговор вновь вернулся к прекрасному. Участники Марафона услышали музыкальный отрывок и были вовлечены в короткое обсуждение: что можно сказать о стиле, принадлежности к культуре, какая идея заложена в строгости исполнения. Этот короткий диалог стал примером того, как можно работать с художественным произведением на уроке.

Тему красивого урока продолжил Борис Малышев, старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук, на лекции «Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля "Основы мировых религиозных культур" в начальной школе». Он показал, как можно иллюстрировать материал урока, при этом используя не только бумажный или электронный носитель. С объектом надо соприкасаться вживую: услышать, увидеть, ощутить атмосферу. Педагогам были предложен обзор объектов с комментариями: история создания, особенности архитектуры, чем они могут заинтересовать школьников.

В завершение дня участники Марафона познакомились с практическими разработками и рекомендациями на лекции с элементами мастер-класса «Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта "Урок в Москве"». Методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Татьяна Комарова представила коллегам варианты заданий и упражнений для самопроверки. Интерес аудитории вызвали разные формы и элементы урока: задачи, побуждающие к самостоятельному поиску информации, анализу, коммуникации, выработке своей точки зрения, тестовые задания. Ведущая обратила внимание на такую современную форму как образовательный кейс: ситуация, для выхода из которой дети ищут пути самостоятельно. В этом случае интересен и важен сам подход: творческий, практикоориентированный, ситуативный.

Остается надеяться, что на уроках ОРКСЭ подобный подход будет применяться как можно шире.

Информацию о Дне учителя ОРКСЭ смотрите на сайте: марафон.1сентября/2017-04-21-1529456#section-33

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон