Рейтинг@Mail.ru

31.10.2017

Первый день Фестиваля «Учительская книга». 31 октября: предметы гуманитарного цикла Москва

Информация от «Первого сентября»

Первый день фестиваля «Учительская книга» собрал в аудиториях МПГУ педагогов, работающих в гуманитарной сфере. Диапазон тем для обсуждения и ответов на самые актуальные вопросы был, по сложившейся уже традиции, широк.

Как учитывать возрастные особенности детей? Чем нужно руководствоваться при подготовке к разным видам аттестации? Какие возможности скрыты в учебнике? Что меняется в работе учителя с переходом на новый стандарт? В поисках ответов на эти и множество других вопросов участники фестиваля расходились по аудиториям. Но самая значительная часть педагогов, конечно, выбирала консультации, где разговор шел о ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

С.В. Гармаш, кандидат филологических наук, декан факультета дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А.П.Чехова (РГЭУ) на лекции «Изменения в спецификации ЕГЭ по русскому языку» обсуждала с коллегами, как можно трактовать формулировки заданий, варианты ответов и методические рекомендации ФИПИ. При подготовке детей к экзамену учителям наверняка пригодится полученная информация о причинах ошибок, знание о том, какие задания вызывают наибольшее количество трудностей и как с ними работать. Все рекомендации сопровождались примерами.

Учителя, которым предстоит готовить детей к сдаче ОГЭ, заполнили аудиторию, где проходила лекция «ОГЭ. Практика эффективной подготовки учащихся к собеседованию по русскому языку» руководителя департамента методологии АНО «НЦИО» Г.Т. Егораевой. Участники фестиваля могли на конкретных примерах познакомиться с анализом возможных ошибок и затруднений. Ведущая подробно рассказала, на что нужно обратить внимание детей и порекомендовала, как сделать задания интересными и доступными. И тут же в качестве примера предложила коллегам в зале задание: отличить повествования от описания и доказать свой выбор.

Учителя активно включались в мастер-класс и фотографировали с экрана многочисленные схемы, помогающие справиться с трудностями. В конце занятия из зала прозвучали настойчивые вопросы по процедуре экзамена.

Значительное количество историков тоже сосредоточилось на проблемах подготовки к экзамену. Их консультировал Р.В. Пазин, заместитель директора ЧОУ «Ор Авнер» (г. Самара), учитель истории и обществознания, на лекции «Историческое сочинение на ЕГЭ: основные трудности и пути решения. Планирование и организация работы по подготовке к экзаменам». Здесь помимо методики подготовки к историческому сочинению можно было узнать о том, как готовить детей к тестовой части ЕГЭ. В частности, ведущий сделал обзор приемов: цитирование, комментирование, выборочное чтение, анализ текстовых источников, сопоставительный анализ текстов. И пояснил, в изучении каких тем уместен и эффективен каждый из них.

И.А Артасов, заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории на лекции «Итоговая аттестация по истории: проблемы, пути решения» расширил спектр обсуждаемых проблем. Он проанализировал критерии, на которые нужно ориентироваться при выполнении работы, отметил, каких ошибок и рисков следует избегать, приводил множество примеров, напомнил, на чем часто теряются баллы. В частности, обратил внимание коллег на то, что ученику нужно не только владеть материалом, но и грамотно излагать его, четко формулировать свои мысли.

В конце занятия учителя истории получили информацию о ВПР в 11 классе: что и как будет оцениваться, какой материал войдет в работу и как примерно сформулированы задания.

Впрочем, помимо экзаменов, при всей их значимости, в школьном образовании есть немало других поводов для обсуждений. Так, внимание участников фестиваля привлекла лекция доктора филологических наук, профессора Института стратегии образования РАО, литературоведа Б.А.Ланина «Для чего нужен учебник литературы?». Здесь в активном диалоге с аудиторией ведущий рассуждал о том, как привлечь детей к чтению, сделать предмет привлекательным. Живую дискуссию вызвал вопрос о выборе произведений и тем для обсуждений с детьми на уроках. Можно ведь на примере увлекательных и сообразных возрасту книг учить, что такое фабула, сюжет, композиция.

Ведущий предлагал подходы, которые помогают изучать литературу так, чтобы не отвратить детей от чтения, и пояснял, как различные виды деятельности - исследовательская, коммуникативная, познавательная - отражены в учебнике. Это стало еще одним напоминанием о том, что суть нового стандарта - научить школьников самостоятельно учиться.

А завершала этот день, насыщенный событиями, встречами и идеями, лекция, посвященная пятиклассникам - самым юным ученикам основной школы. При этом весь их учебный опыт построен по новому стандарту. На занятии «Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе» И.Н.Добротина, кандидат педагогических наук, заведующая Центром филологического образования «Института стратегии развития образования РАО» делилась с коллегами мыслями о том, как должен переосмысливать свою работу учитель, выстраивая работу с этим новым поколением.

Елена Куценко

Фестивали и форумы

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон