Рейтинг@Mail.ru

03.04.2018

День учителя технологии Российская Федерация

Педагогический марафон 2018

Загадка: где найти полтысячи творческих людей? Отгадка проста: на Марафоне учебных предметов в день учителя технологии, где 468 человек в течение нескольких часов создавали чудеса из дерева, металла, полимерной глины, ниток и пластилина, бумаги и фольги, кожи и ткани, бересты и проволоки. Здесь создавались погремушки, браслеты, цветы из разнообразных материалов, пасхальные сувениры, пояса, игольницы и деревья счастья, еще брошки и электрифицированные игрушки. Овладев всеми этими умениями, учителя разъехались, чтобы передать их своим ученикам.

Но интересовали учителей не только поделки. В аудиториях велись беседы о подходе к предмету технология, о его значении, о тенденциях, о проблемах и путях их решения. Например, в рамках лекции «Опыт использования новой линии УМК по технологии в 5 классе. Результаты апробации за первое полугодие 2017-1018 учебного года», подготовленной корпорацией «Российский учебник». Автор пособия для образовательных школ Евгений Самуилович Глозман познакомил коллег со своей разработкой и пригласил представителей школ, в которых учебные материалы проходили апробацию, поделиться своим опытом работы с учебником.

Пособие по технологии разработано с опорой на другие школьные предметы: русский язык, информатику, черчение и т.д. Авторы назвали проект «Школа, открытая инновациям» и, судя по отзывам учителей, тестировавших учебник, название себя оправдывает. Были и замечания. Первый параграф учебника, например, в котором содержится много теории, показался сложным для восприятия девочками. Некоторые задания на практике оказались более трудоемкими и дети не уложились в отведенное на них время. Учитель предложила свой вариант подобного задания, и Евгений Самуилович попросил прислать его для рассмотрения. Поскольку учебник общий и для мальчиков и для девочек, чтобы улучшить его восприятие, разделы предложили пометить цветом. Автор просил продолжать давать обратную связь через форму, которая размещена на сайте корпорации специально для этих целей.

При разговоре о построении профессиональных траектории, инициированном издательством «Просвещение», высказывались мысли о необходимости обновления ФГОС, о провозглашении новой концепции преподавания предмета технологии, нового целеполагания: чему, ради чего и как учить детей на уроке технологии?

Интерес вызвали демо-сессии МОШ по решению олимпиадных задач по технологии и робототехнике. Разбирая задания «Умного дома», учителя узнали подробности проведения олимпиад для всех классов, начиная с 5-го. Олимпиада проходит в два этапа: дистанционный и практический. На этот раз в первом этапе участвовали более 1300 школьников, а на очный этап съехались более 100 человек, причем процентное соотношение девочек и мальчиков, принявших участие в испытании, было равным.

Ребятам предлагали разработать автоматизированную систему «Умный свет». Такая система позволяет последовательно включать осветительные приборы в квартире по заданному маршруту. Организаторы подготовили все необходимые для этого элементы и подробно описали последовательность действий. Питание контроллера для детей безопасно, потому что осуществлялось через USB. Всем участникам давали одинаковые задания, но, чем старше школьники, тем больше эти задания усложнялись. Для 7–8 классов предлагали через небольшое изменение скетча увеличить интервал включения реле. Старшеклассники же уже должны были дописать программу. Между прочим, с практическими заданиями в общей части лучше справлялись младшие школьники. Учителям предложили самим проделать ту же работу.

Подобным образом рассказывали и об олимпиаде по робототехнике. После подобного объяснения ее условий представители Олимпиадной школы показали самих роботов и испытания, которые они должны были преодолеть в рамках практического тура.

Уроки технологии стали площадкой для разнообразной проектной деятельности, объединяющей другие науки и полученные в школе навыки. Демонстрация коллекций одежды, созданных старшеклассницами, очень ярко это проиллюстрировала: очаровательные школьницы выступали перед залом, как состоявшиеся модельеры. Девочки провели исследовательскую и аналитическую работу, прежде чем приступить к практической части проекта.

Десятиклассница Диана Савицкая рассказала о своих исследованиях в рамках создания коллекции «Взгляд через столетие». Она изучила историю, подробно рассмотрела форму красноармейцев и создала комплекты из льна в красно-черной гамме, поставив акценты на важных и драматических событиях прошлого. Другую коллекцию – в сине-красных цветах – разработала 11-классница Лидия Позднякова. Ее исследования опирались на психологию воздействия цвета на человека. Тормозящий нервную систему синий и будоражащий красный показались школьнице наиболее гармоничным сочетанием, и, изучив тренды в современной моде, Лидия создала свою коллекцию, а потом провела опрос среди учащихся ее школы, большинство из которых одобрили ее вкус и качество одежды. На презентации школьница предоставила учителям экономическую оценку проекта.

Разнообразие представленных возможностей в рамках уроков технологии поражает, а любознательность и энергия учителей-предметников заражает. Возможно, именно технология станет площадкой, объединяющей школьные предметы.

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон