Рейтинг@Mail.ru

27.03.2019

Первый день учителя начальной школы Российская Федерация

Педагогический марафон 2019

В день, посвященный начальному образованию, на Марафоне собрались педагоги, интересующиеся тем, как увлекательно, эффективно, современно учить своих подопечных и, конечно, как проверить результаты своей работы.

Старт этой встрече задала Александра Турусова, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, автор учебных пособий по литературному чтению, на лекции «Практика отработки навыков чтения в начальной школе „От простого к сложному“», посвященной нестандартным заданиям на уроках литературного чтения. Она начала с игры: 12 человек поднялись на сцену, разделились на две команды, причем одна придумывала название для другой. Каждая участница – да, этот день был практически полностью женским – получила лист с напечатанной буквой. Ведущая читала загадки, а команды выстраивались, складывая из букв ответ. Смех, азарт и аплодисменты определили атмосферу всего дня. Ведь именно первые годы должны сделать учебу привлекательной при всей ее серьезности и глубине. Содержательная часть игры, кстати, не заставила себя ждать: игроки тут же проанализировали, что они чувствовали, что позволило поговорить о том, что делает учитель, работая над адаптацией детей, сплоченностью, умением договориться.

Продолжая разговор, ведущая поделилась приемами, тренажерами, заданиями, которые позволяют каждому ребенку освоить осознанное чтение на том, уровне, к которому он готов, в том числе и дети с ОВЗ. На лекции прозвучали рекомендации, как включить особенных детей в общий контекст образования, дать им как предметные, так и метапредметные навыки.

Тематика групповой работы продолжилась на лекции «Навыки работы в команде для успешной самореализации личности», где Алла Дигина, заместитель руководителя центра начального образования АО «Издательство «Просвещение» говорила в том числе о навыках, которые дети должны постепенно осваивать на уроках: говорить спокойно, по очереди, смотреть на говорящего, обращаться имени… Педагогу важно при этом научить ребят благодарить друг друга за совместную работу.

Гармоничное сочетание предметных и метапредметных навыков стало темой обсуждения и на лекции кандидата филологических наук Марины Новицкой «Обновление методического аппарата в учебниках „Окружающий мир“ системы „Перспектива“». Этот предмет позволяет учителю работать над УУД, когда ребенок строит свою картину мира и одновременно учится работать с инструментами, читать планы и карты, осваивает исследовательские способы познания.

А как же учитель может отследить результаты, проанализировать столь сложную и многоплановую работу – свою и учеников? Весна – время волнений по поводу ВПР! Об этом упомянула в своей лекции «Специфика заданий ВПР по русскому языку в четвертом классе» Людмила Комиссарова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, разработчик ВПР по русскому языку. И при этом подчеркнула, что назначение работы – мониторинг, диагностика, а не повод третировать учителей. Результаты показывают, насколько дети готовы к дальнейшему обучению, и должны быть использованы для совершенствования методики (однако, судя по реакции зала, эти благие намерения пока слабо воплощаются в реальной жизни). Ведущая рассказала, как с 2015 года изменились задания под влиянием учительского мнения. Проанализировала структуру варианта, технологию проведения ВПР. Участники обсудили содержание и смысл проверочных заданий.

Значительная часть участников Марафона, заинтересованных в проблеме качества образования отправились на лекцию «Современные модели оценки предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников», чтобы послушать Марину Кузнецову и Оксану Рыдзе (постоянные участники Марафона очень ждали встречи с Натальей Виноградовой, но, увы, она не смогла приехать). Из первой части лекции можно было узнать о результатах масштабных региональных мониторингов в начале 5 класса, которые показали, что остается в сознании детей по итогам обучения в начальной школе. Участники Марафона узнали, насколько устойчивы результаты учительской работы, какие задания вызывают у ребят наибольшую трудность.

Чтобы оперативно отслеживать ситуацию, каждый учитель проводит и свой мониторинг. По этому поводу на лекции прозвучало немало полезных рекомендаций: не переводить в отметку все подряд, использовать уровневый подход; использовать различные виды заданий, чтобы дифференцировать подход к детям с разными трудностями. И конечно, подбирать интересные для учеников проверочные работы, ведь они должны быть продолжением обучения. Для более глубокого изучения темы аудитории было предложено зайти на сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО: http://www.centeroko.ru/

Во второй части лекции Марина Ивановна напомнила, что система оценивания метапредметных результатов только складывается. И то, что на государственном уровне такого оценивания пока нет, не означает отказа от метапредметных результатов. Нет, они по-прежнему важны. В частности, их составная часть – УУД. Аудитории были подробно представлены модели оценивания УУД: педагогическая диагностика, комплексная работа, текстовая работа, итоговая работа-конструктор. Участники Марафона познакомились с образцами заданий и даже протестировали в качестве экспертов: определили, что проверяет то или иное задание.

И, пожалуй, самой вдохновляющей была фраза, прозвучавшая на этой лекции: «Коллеги, за вами право выбора модели оценки результатов!». Ведь действительно все технологии, приемы, системы и модели оценивания – это инструменты, которые выберет тот или иной учитель, идущий завтра в класс с новыми идеями, полученными на Марафоне.

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон