Рейтинг@Mail.ru

28.03.2019

Второй день учителя начальной школы Российская Федерация

Педагогический марафон 2019

Программа Дня была посвящена реализации ФГОС НОО. Рассказывали об обновлённых УМК и обновленных линейках учебников. Еще о вариативном обучении, о значении каллиграфии – и это еще не всё, было даже про зоопарк!

Начнем с реализации. На таком предмете и на другом, таким образом и другим, привычными инструментами или через IT – нам снова и снова открывали таблицы: требуемые результаты, формируемые компетенции, функциональная грамотность, УУД. На девятом году введения ФГОС НОО в штатный режим мы продолжаем «учить слова», поскольку за них держатся авторы вечно обновляемых УМК, комментируя свои методические разработки: «знания» – это, «развитие» – это… На самом деле, новость одна: действия ученика и учителя расписываются все более подробно, содержание структурируется более жестко – и авторы не скрывают, что «работа в команде» – это, на самом деле, нереально, счастье, если в паре, что спрашивать детей «что нового узнали» – бессмысленно, они не поймут, чего вы хотите… образец вместо «своего пути», а прогнозировать дети не готовы, надо их правильно вести к нужному знанию. А раз так, идеально – когда учебник можно прочесть и всё точно понять. К сожалению, эта стратегия успешных (загрифованных) авторов УМК расходится с задачами, которые ставит перед учителями ФГОС НОО, и с целями учителей.

А с другой стороны – свет и радость. Лекция «Вариативное обучение в классах начального общего образования: учим всех эффективно» (Т.Л. Мишакина, Заслуженный учитель РФ), была про совсем другую точность и четкость в работе учителя. Не должно быть места небрежности и случайности в подборе упражнений, а это значит, всегда думайте, вникайте, стройте систему, идите от простого к сложному – и не скрывайте от детей логики их продвижения, разговаривайте. Основной риторический прием лектора – субъективация ученика за счет его отождествления со слушателями: «А вам нравится читать книгу не в своем темпе? А у ребенка если дыхания не хватает?»… «А вы зачем это на дом задали – чтобы у бабушки давление поднялось? Может быть, вы не знаете, что и у детей тоже бывает давление?»

– Главное – дайте путь к росту, не проявляйте учительскую алчность! У учителя, который слышит ребенка, всегда найдется прием его поддержки. Много жалоб на плохую речь детей, но речь не может стать хорошей без разговоров, без общения, на одних только упражнениях и упреках.

О важности общения в обучении рассказывала и В.Ю. Романова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Ее лекция «Учебный диалог как основа развития коммуникативной грамотности» завершилась аплодисментами, еще бы:

– Если ученик пришел в пятый класс настроенным на позитивное общение с учителями, на обсуждение учебных проблем, умеет без страха проговаривать свою точку зрения, – его учитель начальной школы работал правильно.

Позитивный настрой на учителя – едва ли не новая актуальная компетенция выпускника начальной школы. Волкова Е.В., учитель начальных классов Многопрофильной школы № 1374, сама являла пример доброго человека, когда раскрывала тему «Подходы к формированию базовых навыков письма в условиях цифровизации». Речь шла о каллиграфии и чудесах облагораживания, которые она содержит: рука, глаз, эстетический образ, аккуратность. Красивые росчерки – не пустое дело. Каждый ли может свое имя написать с росчерком?

– Каллиграфия не запрещает свое отношение к букве, я предлагаю поощрять личные завитушки и говорить о них... да, ребенок может считать, что он сделал лучше, чем в образце – а так ли?

И все дальнейшее – показ многих возможностей занятий каллиграфией, в том числе развитие прописанных во ФГОС умений сравнивать, корректировать… А можно и проект вести! (Например, мальчик изучал почерки по переписке бабушки и дедушки, исследовал элементы букв – кстати, догадайтесь о выводах). В общем, самое нужное и правильное реализуется не через казенные слова из таблиц, а по наитию и душевной предрасположенности педагога. Однако – опять к словам! Сверх программы на Марафон пришел Максим Антошин, кандидат педагогических наук, автор пособий издательства «Просвещение» с темой «Что является ключевым в формировании грамотности младших школьников». Искушенный учитель сразу стал спрашивать: какой именно грамотности? Их ведь, этих грамотностей, штук сто разных.

И то, что последовало дальше – очень важно:

– Раньше, вроде, с грамотностью было ясно: научить писать-читать-считать. Но постепенно на эту основу добавились многие наслоения: читательская, математическая, экономическая, информационная… Функциональная – это очень широко, это вообще способность жить. А если взять только читательскую, то сюда и смысловое чтение (термин из концепции УУД), и читательская грамотность (термин из международных исследований), и литературное чтение…И на все про все не короткий список целей – от «понимать чужое» до «сочинять свое». Более того, по ФГОС НОО они формулируются в одной терминологии, по PIRLS в другой, а в ПООП НОО названо еще как-то… Необходима нормализация терминов и понятий, доведение их до рабочего состояния, чтобы люди говорили о том, что действительно делают, и делали то, о чем рассказывают.

Было бы здорово. Для удержания хорошего настроения – бонус. Яндекс.Учебник открыл «Новый сервис для учителей начальной школы» – сайт https://123ya.ru/ Там для 2–4 класса более 5000 заданий по русскому и математике, из которых вы может брать для своего урока то, что вам подходит. Проверено, там всё летает!

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон