Рейтинг@Mail.ru

05.04.2019

День учителя литературы и школьного библиотекаря Российская Федерация

Педагогический марафон 2019

Этот день Марафона собрал для профессионального общения тех, кто приобщает детей к чтению, учит их внимательно и вдумчиво знакомиться с текстами разной стилистической направленности и пробовать свои силы в литературном творчестве. А это означает, что педагогам и библиотекарям необходимо непрерывно учиться самим, отвечая на вызовы времени.

В том числе – осваивать новые технологии, чтобы у детей были условия для освоения необходимых компетенций. Начиная с функционального чтения, ведь даже в 8 классе некоторые ученики читают быстро, но не понимают прочитанного. Об этом напомнил ведущий методист методического центра управленческих и информационных технологий корпорации «Российский учебник» Олег Соколов на лекции «Возможности УМК Федерального перечня как фактора формирования информационно-образовательной среды школы». Ученик должен стать «не получателем, а добывателем знаний». Ведь работодатели ждут креативных молодых людей, самостоятельных, умеющих создавать проекты в группе и продвигать их на рынке. Кроме того, в школе происходит процесс социализации и воспитания гражданственности. Все эти задачи успешно можно решать на уроках литературы.

И, конечно, в процессе изучения литературы детям должно быть интересно. Как же донести до современных детей глубину классических произведений? Интерес пробуждает игровая деятельность, например, погружаясь в текст, можно представить себя исследователями прошлого.

Тематика вовлечения в процесс чтения была продолжена на семинаре «Феномен современной книги в условиях становления ценностных ориентиров учащихся», который вела Татьяна Деркач, шеф-редактор редакции «Аванта» издательства «АСТ». Она в активном диалоге с залом обсуждала, какое издание может оказаться наиболее привлекательным для детей и подростков – начиная с веса и формата, качества бумаги и расположения текста на странице. Ведущая рассказала о книгах, в которых можно найти пересечение разных дисциплин. Например, «Антоновские яблоки» Бунина – с точки зрения физики. Или фрагменты из художественной литературы, повествующие о географических объектах. Физика или химия с Шерлоком Холмсом, где после фрагмента рассказа дается задача – и дети «ловятся на эту уловку, им интереснее решать учебные задачки, если они от самого Шерлока».

Но самой частой и традиционной можно назвать интеграцию, о которой говорилось на лекции «Организация текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Елены Ерохиной, доктора педагогических наук, профессора кафедры риторики и культуры речи, заместителя проректора по учебно-методической работе МПГУ. На этой площадке обсуждались характеристики текста. В частности, его зависимость от коммуникативной ситуации: кто пишет, кому, что именно, где (в какой ситуации), когда, почему (причина), зачем (цель). Только в этом случае текст превращается в осознанную единицу общения.

Ведущая продемонстрировала, как может выглядеть работа с текстом не только с позиции грамматического разбора, но литературного анализа. Причем были упомянуты разные его виды: герменевтический, лингво-стилистический, разные виды сопоставительного. Особенно подробно Елена Ленвладовна рассказала о редко применяемом риторическом анализе, который рассматривает текст как речевое произведение и провела практикум. Она подчеркнула, что задача всех присутствующих – научить детей «анализировать чужое и на основании этого опыта создавать свое» и поделилась с аудиторией примерами соответствующих заданий.

Например, анализируя в «Капитанской дочке» письмо отца Гринева, можно задуматься, как это письмо характеризует адресата, Петрушу. А каким представляется сам отец? Вообще, рассматривая тот или иной текст, полезно бывает порассуждать о реакции адресата. Или предположить вопрос по ответу, тезис по аргументам. Или менять адресата: пишем об одном и том же, но для разных людей. Эта часть лекции вызвала наибольший интерес: над аудиторией поднялись десятки телефонов, снимающих экран.

Не меньшее внимание привлекла лекция «Современные подходы к изучению литературы в обновленной линии учебников под ред. В.Ф. Чертова», где автор учебника, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ Виктор Чертов поддержал бурную дискуссию с залом, обсуждая, какие тексты современной литературы необходимо включать в программу; что первично – терминология или эмоциональное восприятие, увлеченное чтение; в какой степени можно использовать советскую литературу.

Этот содержательный диалог продолжился после перерыва в ходе традиционного обзора «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков». Его вел Алексей Копейкин, эксперт по детской литературе. Он назвал свое выступление так: «Золотая полка будущего: что войдет в классику из современной литературы для подростков» и размышлял о том, могут ли, достойны ли современные авторы встать рядом с классиками на золотой полке виртуальной библиотеки наших потомков. Алексей Александрович представил наиболее интересных современных авторов и познакомил с их последними книгами, которые, если не в будущем, то сегодня уж точно интересны тинэйджерам.

О том, что соответствовать запросам этих аборигенов цифровой среды совсем непросто, свидетельствовал аншлаг на проблемной лекции «Школьная библиотека как пространство формирования цифровых навыков обучающихся и педагогов». На этой площадке Дмитрий Иванченко, кандидат социологических наук, начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования напомнил коллегам о вызовах времени и новых требованиях к образованию: сегодня человек обучается на протяжении всей жизни; должен уметь планировать и реализовывать личные и групповые проекты; при этом образование, полученное внутри реальных процессов, оказывается гораздо более эффективным, чем в отрыве от них.

Ведущий говорил о том, что компьютерные навыки – это своеобразные цифровые ОБЖ, позволяющие жить и комфортно функционировать в современном мире. Каждому из нас, особенно если мы имеем дело с подростками, необходимо понимать законы медиапространства, наращивать аналитические навыки и критическое мышление, осваивать цифровой этикет, ответственно относиться к цифровой безопасности.

Те, кто не пока не чувствует себя уверенно в цифровой среде, полезными оказались рекомендации относительно бесплатных ресурсов, таких, как Арзамас, Универсариум, Лекториум, Открытое образование, платформа МООС. Помимо предоставления этих ресурсов, современная библиотека становится центром приобретения новых компетенций, генерируя учебные и социальные проекты. Ведущий перечислил направления – конструирование продуктов, проведение мероприятия, исследование проблемы – и привел примеры подобной деятельности.

И, судя по заинтересованной реакции аудитории, нам удастся найти общий язык с новым поколением, принять его ценности и поделиться своими ценностями с детьми, приходящими в библиотеку и на уроки литературы.

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон