Рейтинг@Mail.ru

23 апреля 2008

23 апреля — день классного руководителя

Педагогический марафон 2008

Проект заключается в том, что школьники (с 1-го по 11 класс) собираются на сессии, где вместе с педагогами и приглашенными специалистами обсуждают мировоззренческие, культурологические и философские проблемы.

В первой половине дня работа идет в небольших группах, во второй - происходят пленарные заседания, где каждая группа представляет свой вариант понимания той или иной проблемы. После совместной дискуссии группы корректируют и уточняют свои версии с учетом вопросов и возражений.

Сессии продолжаются в течение недели. Есть два вида сессий: образовательные (на материале школьной программы) и академические, предмет обсуждения которых выходит за рамки того, что изучают в школе. Академические сессии проходят на выезде, в городах, интересных с исторической и культурной точки зрения.

В заседаниях детско-взрослой академии участвуют лишь те классы, где классные руководители соглашаются взять на себя эту дополнительную нагрузку. И дело здесь не только в том, что подобная деятельность отнимает много времени и сил. По словам Ольги Караваевой, чей класс составляет сейчас ядро академии, участие в проекте требует от педагога определенного мужества, готовности отказаться от устоявшихся представлений. И вместе с детьми, прислушиваясь к ним как к равным, идти к новому пониманию давно известных ему вещей.

В ходе такой работы складываются совершенно особые отношения между детьми и взрослыми, а также между ребятами разных возрастов.

- На сессиях они приобретают привычку к углубленным размышлениям, - пояснила Ольга Караваева. - И как только возникает конфликтная ситуация, их первая реакция на нее: сесть и проанализировать, кто какие интересы преследует и как из этого выйти с наименьшими для обеих сторон потерями. Иногда бывает, что возникает конфликт с педагогом. Тем учителям, которые не участвуют в проекте, трудно привыкнуть, что наши дети задают много вопросов, обо всем могут составить свое мнение. Тогда ребята сами подходят к учителю и предлагают встретиться и все обсудить. Они не боятся говорить о самых сложных вещах.

Главная сложность для классного руководителя, решившего участвовать в проекте, - уговорить родителей, чтобы те согласились отпустить на сессии детей. Многие родители, видя напряженный график работы (целую неделю, с утра до вечера интенсивная мыслительная деятельность), пугаются, что ребенку будет тяжело.

- Мы им честно говорим: да, тяжело, очень тяжело. Но это неоценимый опыт. Дети станут другими, - рассказывала Ольга Караваева. - Чтобы родителям было легче, мы предлагаем им самим поучаствовать в заседаниях академии. После этого уже никто не сомневается в пользе такой работы.

Детско-взрослая академия - проект открытый. Принять участие в сессиях могут все желающие, независимо от места учебы и от возраста. Следующая сессия пройдет с 25 июня по 6 июля во Владимире и будет посвящена поэзии ХХ века. Записаться для участия можно до середины мая по телефону: 8 (495) 465-14-49.

Следующее выступление отчасти продолжало тему, затронутую педагогами Центра образования «Измайлово». Всеволод Луховицкий, педагог-словесник и руководитель научно-методического центра «Гуманист», рассказал о способах организации дискуссии в старших классах. Прежде всего учитель должен ясно представлять, зачем ему необходима именно дискуссия. Использовать эту форму работы можно в том случае, если сам педагог не знает ответа на какой-либо вопрос, либо если ему известно, что в классе есть две противоположные позиции. Чтобы дискуссия не превратилась в соревнование, ученики не должны к ней готовиться. Учитель не просто задает тему, но создает такую ситуацию на уроке, когда дети сами оказываются перед вопросом, на который им хочется найти ответ.

Виды дискуссии бывают разные. Всеволод Луховицкий посоветовал начинать с формы, которая называется «вече». Здесь действует тот же принцип, по которому работало новгородское вече: кто громче кричит, тот и прав. Учитель произвольно назначает победителя, а дети остаются с чувством несправедливости и пониманием, что криком ничего не решишь. После этого можно переходить уже к полноценной дискуссии.

Всеволод Луховицкий предложил несколько любопытных возможностей ее проведения. Например, дискуссия без слов. Участники должны выразить свое отношение к той или иной проблеме графически: рисунком, знаком, схемой. Потом они меняются листочками с соседом и задают друг другу (тоже графически) уточняющие вопросы.

Еще один интересный метод - это ролевая дискуссия. Он подходит в тех случаях, когда тема, сформулированная напрямую, не может быть объектом обсуждения (например, если задать в старших классах тему о вреде курения и пьянства, то ничего, кроме хихиканья, не выйдет). А когда речь идет о той же самой проблеме, но на историческом или литературном материале и дети выступают не от своего лица, а от имени вымышленных персонажей, то дискуссия становится более раскованной и плодотворной.

В конце дискуссии педагог подводит итоги. Сделать это нужно так, чтобы осталась возможность для продолжения разговора. И конечно, нельзя навязывать детям тот вывод, который кажется правильным учителю, тем более если все обсуждение шло совершенно в другую сторону.

Все методы организации дискуссий и примеры проведения разговоров на самые сложные темы можно найти в книге Всеволода Луховицкого «Сопричастность». Распространяется она бесплатно. Для ее получения надо написать письмо автору. Электронный адрес: luhovic@mail.ru

Завершился день выступлением коллектива школы № 901, где придумали, как можно облегчить классному руководителю бремя отчетности. Здесь для всех видов отчетов (от ежедневных до ежегодных) разработаны стандартные формы. Классный руководитель заполняет их на компьютере, что позволяет существенно сократить время, уходящее на эту работу.

Наталья Ключарева

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон