Рейтинг@Mail.ru

8 апреля 2009

8 апреля — День учителя информатики

Педагогический марафон 2009

Педагогов так сильно интересовала эта тема, что лекцию «Новый стандарт школьного образования по информатике», которая открывала день, пришлось проводить в двух залах одновременно. В одном зале лектора Алексея Семенова, ректора МИОО, члена-корреспондента РАН и РАО, слушали «вживую», а в другом велась видеотрансляция в реальном времени.

- Чтобы сдать ЕГЭ, в БУПе не хватает часов, для этого ребенку надо учиться в профильном классе. Что же делать? - спрашивали учителя.

- Включить информатику в элективные курсы, - посоветовал Алексей Львович, - Использовать возможности дополнительного образования.

- А будет ли в стандарте деление на подгруппы?

- Скорее всего, - подтвердил Семенов.

- А на каких языках лучше писать ответы на задачи части С в ЕГЭ? - поднялся мужчина. - Мы даем Visual Basic, а задачи рассчитаны на TurboPascal.

- Коллеги, ЕГЭ не опирается на определенные языки программирования, - включился в обсуждение Анатолий Кушниренко, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН. - Наша задача - научить учеников алгоритмическому мышлению. На мехмате вообще считают, что на первом курсе надо учить студентов C++, чтобы на втором они уже могли зарабатывать. Нельзя же на это ориентироваться. Я вам советую найти логическую игру Light Bot. Там на естественном языке надо задавать команды роботу, чтобы он выполнял разные действия. Прекрасно подходит для выработки навыков алгоритмического мышления.

- Пока я могу сказать одно: новый стандарт будет, - подвел итог лекции Алексей Семенов. - Он не связан с ЕГЭ, а направлен на развитие информационной компетентности школьника.

Однако стандарт - пока дело будущего, а ученикам сдавать ЕГЭ уже сейчас. Здесь подспорьем для учителей стал семинар «Опыт подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по информатике», который провел Игорь Сафронов, учитель и автор пособий из Санкт-Петербурга.

- Лично я готовлю учеников, чтобы они могли выполнить требования ЕГЭ, а дальше занимались тем, чем им интересно, - высказал свою позицию Игорь Сафронов.

- Но как вы готовите? - едва ли не хором спросили учителя.

- Натаскиваю, - признался Игорь Константинович. - Другого пути нет. Собирать КИМы всех лет, искать похожие задачи и прорешивать их до автоматизма. Другого пути я не вижу. Чтобы приучить детей к тестам, можно использовать белорусские программы «Знак» и «Наставник». Это открытые тестовые среды, которые позволяют создавать свои курсы, привязывать тесты к программам этих курсов, проводить репетиции сдачи ЕГЭ. Можно скачать из сети бланки ЕГЭ, и научить детей их заполнять, чтобы не было глупых ошибок.

- Можно ведь обойтись и без натаскивания, - возразили из зала. - Конечно, у нас профильный класс, но мы разработали технологию реперных точек. Преподаватель прорабатывает учебный курс, выделяет там ключевые смысловые точки, на которые делает упор. По ним решаются задачи, причем мы учим решать их наиболее оптимальным способом. Учим детей узнавать число «в лицо», чтобы они легко ориентировались в разных числовых системах. Обойтись без натаскивания можно.

- Да, если у вас профильный класс, - согласился Игорь Константинович. - А в обычном на все это просто нет времени. Им за четыре часа надо пройти три части экзамена. Причем в части С надо писать алгоритмы решения задач. На бумаге! Вы знаете, какой у большинства учеников почерк? Даже эксперт может легко пропустить что-то важное, и снизить ученику балл. Как можно сдавать экзамен по информатике без компьютера, и даже калькулятора?

- ЕГЭ по информатике сдается в бумажном варианте, чтобы уравнять шансы всех учеников, - ответил на вопрос Игоря Сафронова Вячеслав Лещинер, ведущий научный сотрудник Центра разработки КИМ ФИПИ, на семинаре «ЕГЭ-2009 по информатике», которыйначался следом. - И мы разрабатывали задания именно в расчете на бумажный вариант.

- А на каком языке лучше писать алгоритмы решения для части С? - повторили вопрос, уже звучавший на лекции Алексея Семенова.

- На любом, но лучше не использовать объектно-ориентированные языки и языки логического программирования, - заметил Вячеслав Роальдович. - Эксперты поймут даже экзотические языки, но при этом возрастает шанс, что сам школьник допустит ошибку. Алгоритм решения можно сдать даже в виде блок-схемы.

- Я хотел бы разъяснить некоторые особенности относительно части С, - заметил Сергей Крылов, председатель московской региональной комиссии ЕГЭ по информатике. - Во-первых, нужно писать разборчиво - эксперт быстрее проверит работу. Сопровождать алгоритм решения комментариями - это поможет и самому школьнику, и повысит доверие эксперта к такой работе. Всегда приятней, когда перед тобой не сплошной кусок кода. В-третьих, писать развернуто, а не опускать часть решения со словами «далее очевидно». За краткость баллов не дают. Четвертое - если ученик встретит некорректно составленное задание, то он должен сообщить об этом прежде, чем решит его и сдаст работу. Иначе это не будет засчитано.

- Скажите, двойка на ЕГЭ - это сколько? - последовал вопрос из первых рядов.

- 50% решенных заданий. То есть 9 задач из 18-ти, - ответил Вячеслав Лещинер. - Максимальное число баллов - 40. Потом их пересчитают по стобальной школе.

- А есть ли интернет-ресурсы с пробными заданиями ЕГЭ?

- На сайте ФИПИ уже давно выложена демоверсия ЕГЭ, - ответил Вячеслав Роальдович. - Также МИОО готовит два тренинга для подготовки к ЕГЭ по информатике, которые разрабатывались с участием наших экспертов. У нас других материалов нет. Хочу заметить, что задания демоверсии отличаются от реальных по формулировкам заданий, но по сложности они одинаковы. Коллеги, я вас понимаю. Но до ЕГЭ осталось чуть больше месяца и сейчас самое главное - психологически подготовить ребят, чтобы не было досадных и нелепых ошибок.

Семинар подошел к концу, но учителя не торопились расходиться. Спрятав блокноты и ноутбуки, они спешили в спортивный зал, чтобы поглядеть на Окружной отборочный тур Международных состязаний роботов. Там уже жужжали электромоторы, и роботы причудливых конструкций готовились к борьбе.

Марафон продолжается!

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон